Суды указали, что налоговики и вовсе вправе менять состав проверяемых налогов, и интересы фирмы не ущемлены.

28 декабря 2017 года налоговая вынесла решение о проведении выездной проверки ООО, сформировав его в системе электронного документооборота — но почему-то без указаний о том, по каким конкретно (либо всем сразу) налогам планируется проверить фирму. Налогоплательщик счёл решение незаконным, попытался обжаловать его в УФНС в досудебном порядке, но потерпел неудачу и обратился в арбитраж.

Суды трёх инстанций (дело № А40-94052/2018) отказали истцу в удовлетворении требований. Фирма напирала на то, что нормы НК не дают ИФНС права вносить дополнения или изменения в решение о проведении проверки в связи с техническими ошибками, а самому налогоплательщику это не позволило реализовать ряд гарантированных законодательством прав — в частности, возможность своевременно подготовить необходимые документы ("относимость истребуемых в рамках проверки документов").

Суды установили, что на следующий день после принятия спорного решения проверка была приостановлена на два месяца, и в этот период документы у налогоплательщика не истребовались. Решение о возобновлении проверки было принято в тот же день, что и решение, корректирующее техническую ошибку — 1 марта 2018 года; налогоплательщик получил его по почте 7 марта. Суды сделали вывод, что налоговая "своевременно и самостоятельно устранила допущенную техническую ошибку", и указали на то, что налоговое законодательство не обязывает ИФНС указывать конкретные (либо все) налоги и не содержит запрета на внесение изменений в состав проверяемых налогов.

В решении кассации от 18.01.2019 № Ф05-22585/2018 отмечено, что техническая ошибка инспекции не нарушила прав налогоплательщика и не повлекла для него каких-либо негативных последствий — по крайней мере, доказать обратное истцу не удалось.