Предложено вывести организации потребкооперации из-под обязательного аудита

Группа членов Совета Федерации и один депутат внесли в Госдуму законопроект № 212189-7 о внесении изменений в пункт 4 части 1 статьи 5 федерального закона "Об аудиторской деятельности".
 
Данной нормой установлено, что обязательный аудит проводится, в том числе, если годовой объем выручки организации (за исключением органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, сельхозкооперативов, союзов этих кооперативов) превышает 400 миллионов рублей или сумма активов превышает 60 миллионов рублей.
 
Список упомянутых исключений предложено дополнить организациями потребительской кооперации, действующих в соответствии с законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».
 
Авторы поясняют, что исторически организации потребкооперации обеспечивают сельских жителей необходимыми товарами и услугами – это жители 89 тысяч населенных пунктов, из которых в 54 тысячах проживает менее 100 человек. Кооперативные организации имеют достаточно разветвленную систему предприятий, занимающихся как производственной, так и торговой деятельностью, находящихся на одном балансе. Торговое обслуживание, как правило, производится через сеть кооперативных магазинов, количество которых варьируется от 5 до 40 и более в одной организации. При этом в значительном количестве населенных пунктов кооперативные предприятия являются единственными торговыми организациями.
 
Значительное количество магазинов находятся в малонаселенных селах и деревнях, удаленных от районных центров. Как правило, такие магазины убыточны, основное их назначение – выполнение социальной миссии по снабжению продуктами первой необходимости социально незащищенных слоев населения.
 
Возможность поддержания баланса интересов организаций потребкооперации и выполнения социальной миссии обеспечивает организационная структура – прибыльность одних магазинов в рамках одного юрлица позволяет нивелировать убыточность других. Объем выручки от реализации товаров по каждому магазину значительно меньше 400 млн рублей, а по организации в целом может незначительно превышать указанные значения. Следовательно, при фактическом непревышении значения объема выручки по каждому магазину, цеху и другим подразделениям юрлица, кооперативная организация должна проводить обязательный аудит. В ином случае юрлицо, должностные лица будут привлечены к административной ответственности вплоть до дисквалификации руководителя.
 
При этом сельхозкооперация освобождена от обязательного аудита, а потребкооперация близка к ней по организационному построению. Поэтому авторы предлагают ее освободить от обязанности обеспечивать аудит своей отчетности.