ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ ПИСЬМО от 4 августа 2010 г. N 14-27/413 О ВЫПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАТЬИ 7.2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ

В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, и кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика и переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с установленными требованиями информации о плательщике.
Статья 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не определяет способы обмена информацией и не устанавливает ограничений в части определения иных способов обмена информацией.
Установление в нормативных актах Банка России централизованного типового решения по обмену информацией о плательщиках между кредитными организациями при переводе денежных средств по платежам физических лиц без открытия счета платежным поручением на общую сумму будет противоречить диспозитивности нормы указанной статьи Федерального закона N 115-ФЗ.
В связи с изложенным считаем, что кредитная организация, обслуживающая плательщика, может использовать любые согласованные с кредитной организацией, обслуживающей получателя, способы, обеспечивающие своевременную передачу информации.
По вопросу I.
Пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ установлено, что банк-корреспондент, участвующий в осуществлении безналичных расчетов, обязан обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. В том числе пункт 9 статьи 7.2 также определяет, что кредитная организация, участвующая в переводе денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе. Таким образом, до банка-посредника доводится информация, содержащаяся в расчетном документе.
По нашему мнению, пункты 1 и 6 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ распространяются на случаи, когда банковские счета отправителей и получателей платежей обслуживаются кредитными организациями.
При этом, если счет получателя платежа открыт в Банке России, то в этом случае пункты 1 и 6 статьи 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не устанавливают обязанности по передаче информации о плательщике от кредитной организации, обслуживающей плательщика. Данная кредитная организация должна обеспечить контроль за наличием такой информации, полноту, а также хранение.
По вопросу II.
Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П) предусматривает возможность осуществления перевода принятых от физических лиц денежных средств без открытия банковского счета в адрес одного получателя платежным поручением на общую сумму, с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка - отправителя платежа направлять документы получателю платежа, а также ответственность банка-отправителя за неисполнение обязательства. При этом информация о плательщиках - физических лицах, в т.ч. установленная статьей 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ, может доводиться банком - отправителем платежа до банка-получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств.
Вместе с тем, независимо от требований Федерального закона N 115-ФЗ при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму на ней лежит ответственность за соответствие общей суммы формируемого платежного поручения итоговой сумме указанных в реестре частных сумм. В целях однозначного определения принадлежности указанного в реестре платежа конкретного физического лица к платежному поручению, кредитная организация - отправитель платежа вправе при осуществлении перевода денежных средств платежным поручением на общую сумму с использованием реестра в поле "Назначение платежа" сделать ссылку на реквизиты реестра (например, его N, дату, сумму).
При несовпадении поступления денежных средств по платежному поручению и реестра порядок хранения банком получателя информации определяется кредитной организацией с учетом возможности однозначной идентификации реестра с платежным поручением на общую сумму.
Порядок хранения документов и другой информации о платежах осуществляется кредитной организацией, в том числе являющейся банком-посредником, в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 "Хранение документов" Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации".
По вопросу III.
Статья 7.2 Федерального закона N 115-ФЗ не запрещает кредитной организации, обслуживающей получателя денежных средств, осуществлять зачисление денежных средств на основании платежного поручения на общую сумму, до поступления информации из платежных документов, заполняемых физическими лицами - плательщиками. При этом, в соответствии с пунктами 5 и 10 указанной статьи, кредитная организация, обслуживающая получателя денежных средств, переведенных в его пользу, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих установленную информацию о плательщике.
По вопросу IV.
Федеральным законом N 121-ФЗ непосредственно не определен порядок осуществления контроля за банковским платежным агентом со стороны кредитных организаций. Также в данном законе отсутствуют нормы, указывающие на обязанность Банка России определять порядок контроля кредитными организациями за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц. Вопросы, касающиеся определения порядка такого контроля со стороны кредитных организаций, могут быть урегулированы непосредственно в договоре, заключаемом кредитной организацией с банковским платежным агентом, а также закреплены во внутренних документах кредитной организации. При этом внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.


Директор Департамента
Е.Г.МЕЖЕНИНОВА