Как ФНС выявляет бизнес-модели ухода от налогов?

Задачей налогового органа является выявление схем ухода от налогов. У налоговиков есть различные методы выявления бизнес-моделей ухода от налогов. Однако налогоплательщик часто не догадывается, какие существуют риски.
 
Бизнес-модели, выявляемые по контрольным соотношениям деклараций
 
Контрольные соотношения налоговых деклараций могут натолкнуть налоговиков на мысли о применении схемы ухода от налогов. Контрольные соотношения (далее - КС) налоговики используют при автоматизированной проверке правильности заполнения декларации по НДС. Например, несоответствие контрольных соотношений может стать основанием для углубленной налоговой проверки и отказе в возмещении НДС.
 
Еще одним основанием для признания схемы являются нестандартные формы расчетов, например, вы получили товар на склад, приняли НДС к вычету, но при этом ваш контрагент не уплатил НДС в бюджет.
 
Одновременно проводится проверка отдельных видов операций, например, восстановление НДС в бюджет:
 
восстановление "авансового" НДС в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ (строка 090);
 
восстановление налога при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0% (строка 100).
 
суммы "входного" налога по приобретению подлежат вычету;
 
произошло изменение условий либо расторжение соответствующего договора и суммы предоплаты будущей поставки подлежат возврату.
 
Таким образом, бизнес-модели, основанные на нестандартных формах расчетах или предполагающие возмещение НДС без последующего восстановления исследуются налоговым органом на основании контрольных соотношений.
 
Бизнес-модели, выявляемые в соответствии с концепцией выездных налоговых проверок
 
Некоторые бизнес-модели, такие как посредничество с целью перевода денежных средств в фирмы-однодневки, дробление бизнеса с целью применения УСН или ЕНВД выявляются с использованием Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
 
Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:
 
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
 
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
 
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
 
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
 
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
 
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
 
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
 
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
 
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.
 
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
 
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
 
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
 
К высокому риску относится характер взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
 
отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
 
отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
 
отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
 
отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
 
отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
 
отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
 
Бизнес-модели, выявляемые в ходе анализа договоров
 
Ни для кого не секрет, что компании часто используют договорные отношения для вывода денежных средств за рубеж, для снижения налоговой базы, для переноса срока уплаты налога. Некоторые из договорных бизнес-моделей априори рассматриваются налоговым органом как способ ухода от налогов.
 
Такие договорные схемы также описаны в концепции выездных налоговых проверок.
 
Использование «видимых» посредников
 
Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.
 
Читайте также
Налоговикам нужны веские основания, чтоб начать выездную проверку
Как инспекторы доказывают получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?
Проверяем контрагента
Налоговый контроль. Конспект по итогам Круглого стола
Причины назначения выездных налоговых проверок
Вниманию налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников.
 
Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-"однодневками", однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.
 
Лицами, участвующими в схеме, являются:
 
Принципал - российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;
 
Агент - лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;
 
Покупатель - лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.
 
Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.
 
Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.
 
Фиктивные инвестиционные инструменты
 
Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.
 
Вниманию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг.
 
Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.
 
Лицами, участвующими в схеме, являются:
 
налогоплательщик - российская организация;
 
владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).
 
Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.
 
Выпущенные ценные бумаги реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.
 
В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам-"однодневкам" с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.
 
В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.
 
Сделки с драгоценными металлами
 
Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.
 
Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.
 
Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:
 
Первый вариант.
 
Лицами, участвующими в схеме, являются:
 
Банк - кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;
 
Принципал - организация, обладающая признаками фирмы-"однодневки", собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;
 
Покупатель - лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.
 
Суть схемы заключается в следующем: между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.
 
Впоследствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла, перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.
 
"Агентская" схема уклонения от уплаты НДС
 
 
 
Второй вариант.
 
Лицами, участвующими в схеме, являются:
 
Банк - кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами;
 
Заемщики - организации, получающие драгоценный металл из хранилища Банка, обладают признаками фирм-"однодневок";
 
Фактический покупатель - лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов для использования в производственных целях.
 
Суть схемы заключается в следующем: Банк заключает с Заемщиками договор займа драгоценного металла. При этом происходит физическое выбытие металла из хранилища Банка. Поскольку операция оформлена договором займа, выбывающий из хранилища Банка металл не облагается НДС. Возврат займа происходит зачетом встречных обязательств заемщика без фактического возврата металла в хранилище Банка.
 
Впоследствии полученный по договору займа металл реализуется через цепочку фирм-"однодневок", при этом реализация металла происходит с начислением НДС, без соответствующей уплаты налога. Сумма неуплаченного НДС обналичивается или выводится за рубеж.
 
Металл доставляется непосредственно из хранилища Банка в адрес Фактического покупателя.
 
"Заемная" схема уклонения от уплаты НДС
 
 
 
Бизнес-модели, выявляемые в ходе анализа показателей «серых заработных плат»
 
Применение «серых заработных плат» и подобной «серой модели» позволяет снизить НДФЛ и страховые взносы.
 
Налоговый орган может выявить такие схемы, например, по тому основанию, что заработная плата работников ниже, чем в целом по отрасли.
 
Реализация подобных моделей осуществляется за счет выплаты заработных плат в конвертах, неотражения части доходов физических лиц или путем использования индивидуальных предпринимателей, которые фактически являются работниками компании.
 
Но и с такими бизнес-моделями ИФНС борется, используя:
 
документы, такие как реестры, ведомости получения заработной платы, расписки работников;
 
свидетельские показания.
 
Также налоговые органы используют зарплатные комиссии для выявления заниженных заработных плат и неуплаченных налогов. Цель комиссий - вывод из тени оплаты труда и, как следствие, повышение уплачиваемого налога на доходы физических лиц.
 
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссий являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами) налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.
 
В рамках работы комиссий проводятся мероприятия по выявлению:
 
неполного отражения в учете хозяйственных операций;
 
отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;
 
выплаты "теневой" заработной платы;
 
несвоевременного перечисления НДФЛ;
 
работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда, и др (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064).
 
Бизнес-модели, выявляемые в ходе проверки складов
 
В ходе проверки складов можно установить, поставлялся ли в реальности товар или же поставка была фиктивной. Также возможно проверить соответствие поставленных товаров данным бухгалтерского учета. Например, частым вариантом бизнес-модели, связанной с уходом от налогов, является модель списания ТМЦ со склада или отпуск без осуществления кассовых операций.
 
В <Письме> ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" ФНС дает рекомендации по проверке складов.
 
Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 Кодекса).
 
Осмотр любых используемых для осуществления предпринимательской деятельности (извлечения дохода) либо связанных с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения производится в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки и для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом.
 
- (до 01.01.2015) Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, участника консолидированной группы налогоплательщиков.
 
- (с 01.01.2015) Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8.1 статьи 88 Кодекса. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
 
Производство осмотра является обязательным в случае наличия у налогового органа информации:
 
о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете;
 
о наличии производственных мощностей, цехов, структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика;
 
о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не отражена в учете и в отчетности или отражена в заниженном размере;
 
о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ;
 
в других аналогичных случаях.
 
Бизнес-модели, выявляемые в ходе проверки при реорганизации или ликвидации компании
 
Некоторые бизнесмены используют реорганизацию или ликвидацию как метод снижения налоговых рисков по налоговым нарушениям предыдущих периодов. Так, некоторые думают, что закрытие компании, которая работала с нарушениями (как преднамеренными, так и не преднамеренными) может снизить риски руководителя и учредителя. Однако на практике это не так.
 
Налоговый орган выявляет подобные бизнес-схемы путем налоговых проверок.
 
Согласно п. 11 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Проверять можно период, не превышающий трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
 
В соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица пользуется всеми правами и исполняет обязанности по уплате налогов и сборов в порядке, который установлен Налоговым кодексом РФ для налогоплательщиков.
 
Соответственно, налоговый орган может привлечь к ответственности новую компанию или руководителя, учредителя. Выездная налоговая проверка по единому социальному налогу может проводиться налоговым органом в отношении правопреемника реорганизованного юридического лица - налогоплательщика за период, указанный в п. 11 ст. 89 Кодекса.
 
В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, 15 декабря 2016 года, дело №А56-68022/2016 суд рассматривал ситуацию, в которой налоговый орган привлек одну компанию по долгам другой на сумму 1 660 335 464 руб. Инспекция Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании ООО «Росан Трэйд» и ООО «Росан-МотоСпорт» взаимозависимыми лицами для целей применения пп.2 п. статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании с ООО «Росан-МотоСпорт» в доход бюджета сумму задолженности по налогам, пени и штрафам, числящейся за ООО «Росан Трэйд» в размере 1 660 335 464 руб.
 
Таким образом, бизнес-модели, созданные с целью ухода от налогов легко выявляются при осуществлении как камеральной, так и выездной налоговой проверки. Поэтому рискованные бизнес-модели лучше не применять на практике.