Блокировка счета: как предотвратить и что делать, если средства уже заморожены

Банк, как правило, блокирует счет компании в самый неподходящий момент. И чем дальше, тем больше оснований для этого прописывается в нормативных актах. Инициатором блокировки может выступить сам банк, суд, налоговая. Последняя пользуется данной мерой достаточно часто.
Когда налоговая блокирует счет?

Налоговики могут обратиться в банк для блокировки счета налогоплательщика в 4 случаях. Они входят в закрытый перечень оснований для применения данной меры. В группе риска находятся налогоплательщики:

не сдавшие налоговую декларацию в срок и на протяжении 10 дней после его окончания;

не уплатившие налоги (ФНС вправе требовать блокировку только определенной суммы на счете налогоплательщика, эта сумма равна размеру неуплаченных налогов);

не представившие своевременно квитанции о приеме уведомлений от налоговой;

имеющие задолженность по налогам.

Блокировка счета должника осуществляется в том случае, если по результатам налоговой проверки ФНС применила обеспечительные меры.
Самодеятельность налоговиков

С блокировкой счета может столкнуться и налогоплательщик, не попавший в указанный выше «расстрельный» список. Нередко ИФНС применяет данную меру при непредставлении компанией бухгалтерской отчетности, подозрениях в сотрудничестве с фирмами-однодневками. Также сюрприз от банка в виде блокировки счета получают компании, не находящиеся по указанному в регистрационных документах юридическому адресу. Неявка гендиректора в налоговую тоже может стать причиной отсутствия доступа к денежным средствам на расчетном счете.

Эти и другие основания, не входящие в закрытый перечень, упомянутый выше, не могут на законных основаниях использоваться налоговиками для блокировки счетов налогоплательщиков. Что делать, если счет заблокировали? Отстаивайте свои интересы, обращайтесь к руководству налоговой инспекции. Обычно этого оказывается достаточно. Особенно в том случае, если обращение составлено юридически грамотно и в нем имеется отсылка к нарушению налогового законодательства.
Блокировка по ФЗ-115

Нередко сегодняшним субъектам предпринимательства приходится сталкиваться с блокировкой счета банком по ФЗ-115. Причин для этого много. Например, вашему контрагенту достаточно попасть в черный список Росфинмониторинга. А сами вы можете совершить банковскую операцию на 600000 рублей и больше. Если вы часто и много переводов осуществляете в пользу физлиц, не удивляйтесь, если счет вдруг заблокируют. И о налоговой нагрузке стоит упомянуть. Меньше 1% от оборота – достаточное основание для блокировки счета по ФЗ-115. И это неполный перечень возможных случаев.

Что делать, если счет заблокировали? Активно действовать! Во-первых, уточните в банке суть проблемы. Во-вторых, выполните все требования по предоставлению документов. В-третьих, контролируйте процесс разблокировки, будьте на связи с банком.
Профилактика блокировки счета

Чтобы счет не заблокировали, соблюдайте закон. Но осознавайте, что 100% гарантии это вам не даст. Принимайте простые, но важные вспомогательные меры:

Размещайте в обслуживающем банке депозиты, подчеркивая свою лояльность.

Платите налоги в том же банке, где оседает на счете выручка.

Держите под контролем расчеты с контрагентами (избегайте транзитных операций, переброски средств между взаимозависимыми лицами и т.п.).

Своевременно платите зарплату, взносы, налоги с нее.

Сообщайте банку об изменениях (устава, юрадреса и т.п.).

По возможности распределите денежные средства по разным «корзинам» (депозит в другом банке позволит продержаться на плаву, пока недоразумение с блокировкой счета разрешится).