Изменения гражданского законодательства

    Гражданское право является одной из ключевых отраслей права, объединяющий правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения. При этом гражданское законодательство гарантирует юридическое равенство сторон и целью имеет создание наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Регулирование гражданских правоотношений постоянно изменяется, совершенствуется, это связано как с появлением новых правовых реалий, так и с политической волей. Все помнят, как в 2010 году был разработан принципиально новый проект Гражданского кодекса, который должен был вступить в силу с 2011 года. Изменения в 2012 году не столь внушительны, но тоже заслуживают особого внимания.

Новые организационно-правовые формы

     Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 336-ФЗ внесены изменения в законодательные акты и введена новая организационно-правовая форма – инвестиционное товарищество.
     Предполагается, что с помощью введения новой организационно-правовой формы удастся урегулировать вопрос совместной инвестиционной деятельности. В соответствии с законом под совместной инвестиционной деятельностью понимается осуществляемая товарищами совместно на основании договора инвестиционного товарищества деятельность по приобретению и (или) отчуждению не обращающихся на организованном рынке акций (долей), облигаций хозяйственных обществ, товариществ, финансовых инструментов срочных сделок, а также долей в складочном капитале хозяйственных партнерств.
Данная деятельность регулируется на основании договора. Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом "Об инвестиционном товариществе". По договору инвестиционного товарищества двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Сторонами договора инвестиционного товарищества могут быть коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации. Управление осуществляют управляющие товарищи. Они от имени остальных ведут общие дела. Товарищ, не являющийся управляющим, может полностью или частично передать свои права и обязанности другому лицу. Он не может отказаться от участия в договоре в течение срока его действия или до достижения указанной в нем цели. Иное может быть предусмотрено договором.
     При этом в законе также определены требования к числу участников. Максимальное число участников договора - 50.
Кроме того, законодательно установлен срок договора. Срок договора не должен превышать 15 лет.
В договоре закрепляются права и обязанности товарищей.
Каждый товарищ имеет право:
1) получать часть прибыли от участия в договоре инвестиционного товарищества пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело по договору инвестиционного товарищества, если иное не предусмотрено договором инвестиционного товарищества;
2) знакомиться со всей документацией по ведению общих дел товарищей, в том числе получить копию нотариально удостоверенного договора инвестиционного товарищества;
3) получить свою долю в общем имуществе товарищей в порядке, установленном договором инвестиционного товарищества, по истечении срока действия договора инвестиционного товарищества или по достижении установленной им цели;
4) участвовать в принятии решений, касающихся общих дел товарищей.
Товарищам разрешается участвовать в нескольких договорах инвестиционного товарищества. Ограничивать это право (в т. ч. по соглашению) нельзя.
Также в законе определены обязанности по ведению отчетности. Каждый налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, возникающие в связи с его участием в договоре инвестиционного товарищества. Кроме того, в законе определены другие особенности ведения налогового и бухгалтерского учета в инвестиционном товариществе.
     Защита прав в инвестиционном товариществе будет достигаться путем нотариального заверения инвестиционного договора, а также вносимых в него дополнений, приложений и иных документов, например, политики ведения общих дел.
Договор направлен на достижение определенной цели и истекает по истечении предельного срока договора, достижения цели или возникновения ситуации, при которой в договоре инвестиционного товарищества участвует только один товарищ.
     В целом, можно отметить, что совместная деятельность с целью инвестирования в какой-то определенный проект имела место и ранее, однако многие из заключаемых договоров “о совместной деятельности” не содержали никаких конкретных обязательств сторон, не говоря уже о цели, для достижения которой стороны заключают договор. Кроме того, инвесторам было сложно обезопасить себя Новый закон, вводя новую организационно-правовую форму, позволяет обезопасить капиталы инвесторов путем нотариальной формы сделок, а также путем возможности самостоятельного ведения отчетности, т.е. каждый товарищ контролирует финансовые потоки, расходы и доходы самостоятельно. Вместе с тем, законодательно не урегулирован до конца вопрос прекращения деятельности, например, при выходе одного из товарищей или ликвидации, каким образом, должны осуществляться расчеты с кредиторами.
     Также следует отметить, что в настоящее время имеется практика создания простого товарищества, которое вполне может отвечать инвестиционным целям. Однако если речь идет о долгосрочной коммерческой деятельности, то чаще всего создается новое юридическое лицо. Кроме того, товарищество редко используется для бизнеса, в котором достаточно всего лишь объединения капитала (как, например, в открытом акционерном обществе).

Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью

    Каждый новый год не обходится без внесения изменений в правовое регулирование деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. И 2012 год не стал исключением.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ внесены изменения в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов.
    Поправки в части защиты прав участников ООО связаны с вопросом уменьшения уставного капитала. В течение трех рабочих дней после принятия обществом решения об уменьшении его уставного капитала общество обязано сообщить о таком решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, и дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление об уменьшении его уставного капитала.
    Кроме того, установлены требования к уведомлению об уменьшении об уменьшении капитала. В уведомлении должна содержаться информация о наименовании общества, размере капитала и способе его уменьшения, а также должен описываться порядок и условия  заявления кредиторами сведений. При этом уведомлять каждого кредитора не нужно. Такая информация также публикуется в соответствующем СМИ.
Также в законе разъяснен порядок создания резервных и иных фондов, общество может создавать фонды в размере и порядке, определенном уставом. Закон направлен на повышение прозрачности отчетности общества. Так, общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его чистых активов, сведения о размере чистых активов будут содержаться в годовом отчете.
     Предусмотрены меры по поддержанию чистых активов на уровне не ниже уставного капитала. В противном случае ООО должно уменьшить размер последнего либо ликвидироваться.
В отношении правового регулирования деятельности акционерных обществ также внесены изменения. Так АО освобождены от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о стоимости своих чистых активов. Соответственно, теперь они не вносятся в ЕГРЮЛ. Вместе с тем, должен обеспечиваться доступ к информации о чистых активах любому заинтересованному лицу.
Таким образом, внесение изменений служит следующим целям:
- уменьшение рисков, связанных с рейдерскими захватами, в случаях уменьшения уставного капитала общества;
- повышение доступности и прозрачности отчетности, а также доступности информации о размере чистых активов;
- снижение бюрократизации путем освобождения от ежеквартального представления в регистрирующий орган сведений о чистых активов.

Государственные и муниципальные учреждения

     Общая тенденция о доступности информации о юридических лицах распространилась и на государственные (муниципальные) учреждения. Информация о государственных (муниципальных) учреждениях всех видов (казенные, бюджетные, автономные) должна быть открытой и доступной. Исключения составляют сведения, составляющие государственную тайну. Также определен сайт в сети «Интернет», на котором будет размещена информация о государственных и муниципальных учреждениях - www.bus.gov.ru.
На сайте можно ознакомиться с информацией о создании учреждения, планом его финансово-хозяйственной деятельности, учредительными документами и годовой бухгалтерской отчетностью.
     Однако в отличие от акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, порядок обеспечения доступности обеспечивается не на уровне федерального закона, а на уровне ведомственного нормативного акта. Доступность информации о государственных и муниципальных учреждениях регулируется приказом Минфина РФ от 21 июля 2011 № 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта". Соответственно недостатком может быть недостаточное правовое регулирование открытости информации об учреждениях.

Размер собственных средств кредитных организаций

     Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. N 391-Ф3  "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" определены требования к минимальному размеру собственных средств кредитных организаций.
Минимальный размер собственных средств (капитала) устанавливается для банка в сумме 300 миллионов рублей
     Размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России соответствующее ходатайство, должен быть не менее 300 миллионов рублей.
     Лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте (далее - генеральная лицензия), может быть выдана кредитной организации, имеющей собственные средства (капитал) не менее 900 миллионов рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии.
     При снижении капитала ниже минимального уровня банкам, как и ранее, дается 3 месяца для устранения нарушения (если оно вызвано изменением ЦБР методики расчета размера собственных средства - 1 год).
Данные изменения направлены на защиту прав вкладчиков и кредиторов.

Реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

     Федеральным законом от 18.07.2011 N 228-ФЗ также внесены изменения в части отражения сведений о юрлицах. Напомним, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
     Теперь сведения из федерального реестра за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, будут доступны в сети "Интернет". Ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", несет лицо, внесшее соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений органами государственной власти, органами местного самоуправления осуществляется без взимания платы.
Теперь в сети «Интернет» можно будет найти следующие сведения:
а) запись о создании юридического лица (в том числе о создании юридического лица путем реорганизации);
б) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;
в) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
г) решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
д) запись об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц или о ликвидации юридического лица;
е) запись о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
ж) запись об уменьшении или увеличении уставного капитала;
з) запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица;
и) запись об изменении адреса (места нахождения) юридического лица;
к) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
л) сведения о стоимости чистых активов юридического лица, являющегося обществом с ограниченной ответственностью;
м) сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
н) сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
о) сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
п) иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данные нововведения носят позитивный характер, поскольку в сети Интернет возможно будет ознакомиться с информацией о контрагенте, узнать сведения о наличии лицензии, стоимости чистых активов, т.е. оценить заранее безопасность проводимой сделки, установить, что компания не находится в стадии ликвидации. Для работников доступная информация из реестра юрлиц позволит оценить перспективы трудоустройства, путем оценки срока существования организации, отсутствия сведений о реорганизации или вынесении определения о наблюдении. При этом, можно отметить, что эти изменения не являются новаторством, практика предоставления сведений через Интернет уже имеет место, например, с данными о компании можно ознакомиться на сайте ФНС.

Особые виды деятельности

     С 2012 года также начнет свое действие закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности". Напомним, что клиринг (англ. clearing, от clear — очищать, вносить ясность), система безналичных расчетов, основанная на зачёте взаимных требований и обязательств.
     Федеральный закон устанавливает правовые основы осуществления клиринга, требования к юридическим лицам, осуществляющим клиринговую деятельность и (или) функции центрального контрагента, а также правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности и государственного контроля за ее осуществлением.  В законе содержатся основные понятия, такие как, клиринговая услуга,  клиринговая деятельность и иные.
     По договору об оказании клиринговых услуг клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются оплачивать указанные услуги.
Минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн руб. Состав собственных средств должен соответствовать требованиям, которые установит регулятор.
     Участник клиринга вправе отказаться от исполнения договора об оказании клиринговых услуг только при отсутствии у него имущественных обязательств по указанному договору, а также не исполненных им обязательств, допущенных к клирингу. Правила клиринга утверждаются клиринговой организацией и подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков. Если в соответствии с правилами клиринга клиринговая организация не осуществляет функции центрального контрагента, между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, заключается договор, определяющий обязанности сторон по управлению рисками и порядок их взаимодействия при осуществлении клиринга. Договор об осуществлении функций центрального контрагента не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Действие указанного договора прекращается со дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций или аннулирования лицензии на осуществление клиринговой деятельности, отзыва аккредитации лица, осуществляющего функции центрального контрагента.
     В целом, закон соответствует "Основным направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов" (утв. Банком России) и регулирует не только деятельность клиринговых компаний, но и регулирует клиринговую деятельность ФСФР России. Вместе с тем, закон не распространяется на все виды безналичных расчетов. Так, закон не касается отношений в некоторых сферах: централизованные расчеты по сделкам, заключаемым на оптовом рынке электроэнергии и мощности, осуществление клиринга согласно Закону о национальной платежной системе, а также в отношении определенных обязательств.

Ценные бумаги

    Регулирование обращения ценных осуществляется в соответствии с главой 7 ГК РФ. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Однако отдельные вопросы обращения ценных бумаг урегулированы в нормативных актах.
     С 2012 года вводится целый ряд нововведений связанных с ценными бумагами.
Во-первых, за счет ценных бумаг может быть сформирован и использован целевой капитал некоммерческих организаций. Капитал, сформированный за счет ценных бумаг, может быть направлен на меры по охране окружающей среды или оказание юридической помощи. Такие изменения внесены федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 328-ФЗ.
     Во-вторых, внесены изменения в закон "О рынке ценных бумаг" в части получения дохода депозитариями по эмиссионным ценным бумагам с централизованным хранением. Однако изменения больше касаются вопросов налогообложения, в частности, исполнения депозитарием функции налогового агента по доходам, получаемым владельцем ценных бумаг.
   В целом, изменения, касающиеся целевого капитала некоммерческих организаций направлены на приведения законодательства о некоммерческих организациях в соответствие с законодательством о коммерческих организациях. Изменения же в закон «О рынке ценных бумаг» касаются правового регулирования получения доходов.

Заключение отдельных видов договоров

     Заключение договоров при осуществлении закупок госкорпорациями давно нуждалось в изменении правового регулирования. И вот законодатели в середине прошлого года решили урегулировать отдельные вопросы проведения закупок. 18 июля 2011 г. был принят федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Закон касается проведения закупок  государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит госкорпорациям, а также дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей госкорпораций или субъектов естественных монополий.
     Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Закупки должны осуществляться в соответствии с положением о закупках. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию. Также установлены требования к ведению реестра недобросовестных поставщиков.
     Безусловно, данный закон является чрезвычайно важным. Однако добиться прозрачности закупок возможно только путем проведения электронных аукционов и котировок. В этой связи, при реализации закона могут быть выявлены те же проблемы, что и при реализации закона 94-ФЗ.

     В заключение следует отметить, что целый ряд изменений носит положительный характер, поскольку служит целям повышения открытости юридических лиц, доступности информации в сети Интернет. Однако некоторые нормы будут изменены при практическом применении. Ряд поправок имеет чисто технический характер.