Логистические затраты и отражение их в учете (часть 1)

Логистика как хозяйственная деятельность – это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции, а также связанной с этими операциями информацией.

Для большинства производственных, дистрибьюторских компаний и предприятий розничной торговли логистика составляет значительную часть совокупных накладных расходов. При этом доля логистических затрат продолжает возрастать в результате усложнения цепей поставок, изменяющейся системы заказов и возрастающих требований к качеству обслуживания.

В настоящее время логистику как хозяйственную деятельность разделяют на такие группы как: Управление технологическими процессами, Управление запасами, Управление заказами, Организация внутрипроизводственного складского хозяйства, Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта, Поддержание стандартов качества и логистического сервиса, Транспортировка, Планирование каналов распределения и т.д.

А. Смехов указывал, что если принять затраты на логистику за 100 %, тогда удельный вес отдельных составляющих распределится следующим образом:

- перевозка на магистральном транспорте – 28–40 %;

- складские, перегрузочные операции и хранение грузов – 25–46 %;

- упаковка до 15–25 %;

- затраты на управление – 5–15 %;

- прочие (включая обработку заказов) – 5–17 %.

В данной статье мы поговорим об учете некоторых логистических затрат. Рассмотрим главные методы учета затрат на содержание складских помещений и затрат на транспортировку как материалов, так и товаров.

? Содержание складских помещений и заработная плата складского персонала

Порядок отражения расходов на содержание складских помещений и заработной платы складского персонала зависит от того, какие материально-производственные запасы хранятся на складе.

Допустим, организация занимается производственной деятельностью, и в складских помещениях хранятся материалы. В этом случае расходы на оплату труда сотрудников и содержание складов, в которых хранятся и заготавливаются материалы, входят в состав транспортно-заготовительных расходов.

В пункте 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н указано: «Транспортно-заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно-заготовительных расходов входят:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников».

В свою очередь транспортно-заготовительные расходы предусматривают два варианта учета:

Во-первых, они могут формировать фактическую себестоимость материалов, приобретенных по договорам за плату (счет 10 «Материалы»);

Во-вторых, расходы на оплату труда также могут относиться сразу на затраты на производство (счет 20 «Основное производство»).

Производственные организации обычно закрепляют выбранный вариант в учетной политике.

Предположим, что компания занимается торговой деятельностью и хранит на складских площадях товары для продажи. Как учесть расходы на содержания складов в этом случае?

Расходы на хранение товаров и соответствующие затраты на оплату труда сотрудников склада учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Расходы, связанные с хранением товаров, рассчитываются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей. Такой порядок предусмотрен пунктом 226 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Это же правило действует и для готовой продукции, хранимой на складах и предназначенной для продажи. Учет затрат ведут на счете 44 «Расходы на продажу». Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов.

Из Инструкции к плану счетов следует то, что производственная организация может включить в состав расходов на продажу следующие виды затрат (и отразить на счете 44):
– на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции;
– на доставку продукции на станцию (пристань) отправления;
– на погрузку продукции в транспортные средства для доставки;
– комиссионные и прочие посреднические сборы (в т. ч. уплачиваемые сбытовым организациям);
– на содержание помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплату труда продавцов;
– на рекламу;
– на представительские расходы.

Производственная организация может предусмотреть два варианта списания затрат на содержание склада и заработной платы сотрудников, если на складе размещается готовая продукция для продажи:

Во-первых, полностью в том отчетном периоде, в котором затраты были понесены;

Во-вторых, частично с распределением между продукцией, реализованной в течение месяца, и остатком на конец месяца. Выбранный вариант закрепляют в учетной политике.

Ну а если организация располагает одним складским помещением, в котором хранятся как материалы для производства, так и готовая продукция и товары?

В этом случае затраты следует распределять. Как мы указывали выше по тексту затраты на складирование материалов следует учитывать либо на счете 10, либо на счете 20 (в зависимости от учетной политики), а затраты по хранению готовой продукции и товаров – на счете 44.

Приобретение товаров и материалов у поставщика оформляется товаросопроводительными документами. К ним, в частности, относятся товарная накладная (форма № ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132), товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78), транспортная накладная по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (форма № М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а, составляется в день поступления ценностей на склад). Можно также проставить штамп, содержащий все реквизиты, предусмотренные для приходного ордера, на документе поставщика. Дело в том, что такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Таким образом, в случае отсутствия товаросопроводительных документов у предприятия могут возникнуть проблемы с подтверждением факта приобретения материалов, а следовательно, и факта обоснованности расходов на их приобретение.

? Транспортировка материалов

Расходы на транспортировку материалов у производственной компании относятся к транспортно-заготовительным расходам. Транспортно-заготовительные расходы по материалам в данном случае включают в себя расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, расходы на транспортировку, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов, плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях и другие.

Примерная номенклатура ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Производственная компания может предусмотреть три способа учета транспортировки материалов:

Во-первых, включать расходы по транспортировке в фактическую себестоимость материалов: Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26...) – отнесены ТЗР на себестоимость материалов;

Во-вторых, возможно обособленно учитывать транспортировку на счете 10: Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26...) – учтены ТЗР;

В-третьих, можно учитывать стоимость транспортировки материалов обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»): Дебет 15 Кредит 60 (76) – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР.

В пункте 87 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н указан порядок определения суммы ТЗР, которая списывается в расходы отчетного периода (месяца). Определяется данная сумма путем определения среднего процента ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов:

Средний процент ТЗР = 100% х

(Остаток ТЗР на начало отчетного периода + Сумма ТЗР по материалам, поступившим в отчетном периоде)

(Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода (в учетных ценах) + Стоимость материалов, поступивших за отчетный период (в учетных ценах))          

В результате сумма ТЗР, учитываемая в отчетном периоде равна :

(Средний процент ТЗР, относящихся к стоимости списанных материалов) х (Учетная стоимость израсходованных материалов)

Для снижения трудоемкости при учете транспортировки материалов существуют методы упрощенного учета ТЗР:

перечислены они в пункте 88 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н:

«Для облегчения выполнения работ по распределению ТЗР или величины отклонений в стоимости материалов допускается применение следующих упрощенных вариантов:
- при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет "Основное производство", "Вспомогательное производство" и на увеличение стоимости проданных материалов;
- удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учетной стоимости материала) может округляться до целых единиц (т.е. без десятичных знаков);
- в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учетной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;

- ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учетной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчетном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, т.е. увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчетном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчетного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учетных ценах;

- ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учетной) стоимости материалов) не превышает 5 процентов.»

? Транспортировка товаров

Транспортные расходы организация, которая занимается исключительно торговлей (оптовой или розничной), может включить в состав расходов на продажу. Вопрос состоит только в том каким образом включать данные затраты в расходы?

Транспортные расходы торговой организации условно разделяют на две категории:

Во-первых, расходы по доставке товара от поставщика на склад торговой организации-покупателя – учитывают либо на счете 41 (включают в стоимость товаров), либо на счете 44 «Расходы на продажу»;

Во-вторых, расходы по доставке товара со склада торговой организации-покупателя другим организациям или гражданам-потребителям – учитывают на счете 44 «Расходы на продажу».

На 44 счете транспортные расходы накапливаются и в конце отчетного периода их можно списать на счет 90. Списать можно опять таки двумя способами либо полностью в отчетном периоде, либо распределяя между товарами, реализованными в отчетном периоде, и их остатком.

В статье 320 Налогового кодекса РФ указан метод распределения транспортных расходов торговой организацией. Бухгалтеру любой торговой организации в данном случае удобнее сблизить налоговый учет с бухгалтерским и следовать методу распределения транспортных затрат статьи 320. Заключается он (аналогично методу распределения материалов, раскрытому выше в нашей статье) в определении среднего процента транспортных расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

Рассмотрим пример распределения транспортных расходов:

ООО «Ромашка» занимается оптовой торговлей. Остаток товаров на балансе по состоянию на 30 июня – 56 000 руб.

В течение июля было приобретено товаров на сумму 120 000 руб. и продано на 90 000 руб. (в покупных ценах).

Остаток товаров на 31 июля – 86 000 руб. (56 000 + 120 000 – 90 000). Остаток транспортных расходов на 30 июня составлял 7000 руб.

За июль оборот по дебету счета 44 субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров» составит 16 000 руб.

Согласно учетной политике в бухучете ООО «Ромашка» транспортные расходы распределяет по тем же правилам, которые описаны в статье 320 Налогового кодекса РФ.

Распределение транспортных расходов за июль:

1. Остаток товара на начало месяца (сальдо счета 41 субсчет «Товары на складах») – 56 руб.
2. Поступление товара в течение месяца (оборот по дебету счета 41 субсчет «Товары на складах») – 120 руб.
3. Продажи товара за месяц (оборот по кредиту счета 41 субсчет «Товары на складах») – 90 руб.
4. Остаток товара на конец месяца (п. 1 + п. 2 – п. 3) – 86 руб.
5. Остаток транспортных расходов на начало месяца (сальдо по счету 44 субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров») – 7000 руб.
6. Учтены транспортные расходы в течение месяца (дебетовый оборот счета 44 субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров») – 16 руб.
7. Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров ((п. 5 + п. 6) (п. 4 + п. 3) × п. 4) – 11 238,64 руб.
8. Сумма транспортных расходов, списываемая по итогам месяца на реализацию (п. 5 + п. 6 – п. 7) – 11 761,36 руб.

После того как расходы распределены, в бухгалтерском учете сделана проводка: Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 44 субсчет «Транспортные расходы при покупке товаров» – 11 761,36 руб. – списаны транспортные расходы за июль.

Логистика, как мы говорили в начале нашей статьи, это понятие довольно широкое, охватывающее целый спектр услуг и затрат для предприятия. Помимо затрат на содержание складских помещений и транспортировку предприятие несет такие расходы как информационная поддержка, компьютерное обслуживание, маркетинговые исследования, содержание персонала отдела по управлению заказами и так далее. Все эти затраты относятся к логистическим и с каждым из них связаны определенные нюансы учета, знать которые необходимо каждому бухгалтеру. Мы продолжим освещение логистических затрат и отражение их в учете в следующих статьях.