Налогообложение инвестиций

        В большинстве случаев в странах Европы и Америки налог на доходы физических лиц взимается по прогрессивной шкале. И, практически везде он превышает размер российского НДФЛ. Так, в Германии он достигает 45%, в Швеции – более 50%. Хотя для юридических лиц налоговые ставки могут быть значительно ниже. И еще немаловажная особенность. Ставки налога разнятся для резидентов и нерезидентов. Исключение составляет лишь Франция. Кроме этого,  практически все европейские страны имеют соглашения с Россией об избегании двойного налогообложения. 

     Несмотря на достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, во многих странах действуют государственные программы поддержки. Направлены они на создание дополнительных рабочих мест и увеличение экспорта по привлечению инвестиций. Они устанавливают упрощенную процедуру получения как второго гражданства, так и переезда на постоянное место жительства для тех, кто обладает определенной суммой и готов инвестировать ее на установленный срок. С этой точки зрения, развитые страны, например, Австрия, Великобритания, интересны для тех потенциальных инвесторов, которые ориентированы на стабильные, защищенные условия работы капитала.

         Особо интересен в  данном контексте опыт Австрии, налоговая нагрузка на инвестора в которой может служить в какой то мере образцом для любого государства.

      Налоговая нагрузка акционерных обществ в Австрии, согласно данным Европейского центра экономических исследований составляет  23,1%. Достаточно серьезные налоговые льготы предлагают наряду с этим также необлагаемые налогом минимумы на проведение исследований, образование, вычет убытков или передача резервов. При этом не стоит забывать, что  налоговая нагрузка на бизнес в целом в Австрии  примерно на 40% ниже налоговой нагрузки в соседней Германии.

          Кроме этого, промысловый налог или налог на имущество, безусловно принятые в других странах, в Австрии не существуют.

    Что же касается отечественных реалий, то в действующем НК РФ предусмотрен ряд норм, направленных на стимулирование инвестирования.  В соответствии с пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

        Кроме этого, в этой статье в пп. 7 установлено, что не подлежит налогообложению оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

        Порядок и условия использования этой льготы установлен в пп. 4-7 ст. 149 НК РФ. Для реализации данной льготы НК РФ предписывает налогоплательщику вести раздельный учет упомянутых выше операций. Таким образом, операции по прямому инвестированию освобождены от налогообложения НДС.

       Особую актуальность совершенствованию правовых аспектов налогообложения инвестиций  в РФ придает также то, что в сегодняшней ситуации  состояние налогообложения инвестиционной деятельности в стране, не может быть признано удовлетворительным ни с точки зрения привлечения инвестиций в экономику страны, особенно иностранных, ни с точки зрения защиты интересов государства. Провозглашенному курсу на модернизацию страны не соответствует налоговое законодательство, которое слабо согласовано с мировой практикой правового регулирования налогообложения, стимулирующего инвестиции в национальную экономику.

         В современных реалиях, для того, чтобы оставаться, хотя бы номинально, в числе стран, потенциально привлекательных для инвесторов, необходимо провести ряд реформ в отечественном налоговом законодательстве. Направлены они должны быть, в первую очередь, на упрощение регистрации, налогового администрирования, уточнение видов доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. 

         Кроме этого, стимулирующее действие должны оказать следующие мероприятия.

      Во первых, необходимо разработать положение о создании за рубежом, вне юрисдикции РФ, фонда страхования иностранных инвестиций, управление которым с российской стороны должно осуществлять Агентство по страхованию кредитных и инвестиционных рисков. При этом гарантии этого фонда должны предоставляться инвесторам на платной основе. Это позволит избежать коррупционной составляющей при определении проектов, нуждающихся в страховых выплатах. Также создание подобного фонда окажет психологически стимулирующее воздействие на потенциальных инвесторов из-за рубежа. Не секрет, что именно непрозрачные (неравные) условия инвестирования в РФ отпугивают иностранный капитал от участия в масштабных проектах. Даже ожидаемая доходность, как правило, более высокая, чем в странах Европы, не всегда склоняет чашу весов в пользу положительного решения.  

      Во-вторых, следует создать отвечающую европейским стандартам нормативную базу по использованию в качестве инвестиций средств страховых компаний, обеспечив страхование от рисков путем использования метода перестрахования вложений, в частности, с привлечением ведущих зарубежных страховых компаний. Подобная практика подтвердила свою жизнеспособность и эффективность практически во всех развитых странах. 

        Также до сих пор злободневным вопросом остается необходимое снижение уровня налогообложения банков, кредитующих приоритетные направления отечественной экономики.