Закон о контрактной системе

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данный закон заменяет существующую систему госзакупок, регулируемую законом 94-ФЗ.

Однако новый закон содержит большое количество отсылочных норм. Например, в статье 18 закона говорится о том, что порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, форма обоснования должна быть дополнительно утверждена в Постановлении Правительства РФ.

Если закупка будет признана необоснованной в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, органы контроля, должны выдать предписание об устранении выявленного нарушения и привлечь виновных лиц к административной ответственности. К органу, ответственному за контроль закупок, относится Счетная палата Российской Федерации.

В случае выявления нарушений проверяющие органы:

1) выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2) привлекают к административной ответственности лиц.

В Кодексе об административных правонарушениях, отсутствовала ответственность в случае нарушения порядка проведения закупок.

В этой связи внесение изменений в КоАП РФ является своевременным.

Вместе с тем, штрафы, которые предлагается ввести незначительны. Например, в статье 7.32 предусмотрен штраф за нарушение заказчиком предусмотренных законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае штраф составит всего для должностных лиц три тысячи рублей, для юридических – пятнадцать. Подобные штрафные санкции вряд ли смогут искоренить коррупцию в части проведения закупок, особенно если речь идет о многомиллионных контрактах.

Наиболее серьезные санкции предусмотрены за отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Такой нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. Вместе с тем, целесообразно было бы установить штрафы в процентном отношении от суммы контракта. Например, в налоговом законодательстве предусмотрены штрафные санкции в зависимости от суммы недоимки по налогам. Такие же санкции следовало бы установить и в части соблюдения требований при проведении госзакупок.