Депутаты предлагают привязать штрафы за неуплату налогов к ключевой ставке

Налогоплательщики в последние время постоянно задерживают налоговые платежи, так как им выгоднее подать их позднее из-за меняющегося курса рубля и темпов роста инфляции. Чтобы пресечь такую сложившуюся практику, необходимо привязать штрафы за неуплату налогов к ключевой ставке Центрального Банка, которая сегодня составляет 11,5 процента.
 
Для начала разберемся, что означает ставка рефинансирования и ключевая ставка.
 
Ставка рефинансирования является ставкой процента на основании которой ЦБ РФ предоставляет долгосрочные кредиты коммерческим банкам. Также данная ставка используется в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.
 
На основании ключевой ставки рассчитываются предоставляемые ЦБ РФ коммерческим банкам краткосрочные кредиты сроком на 1 неделю. Также по ключевой ставке ЦБ РФ принимает средства коммерческих банков для размещения на депозитах на тот же срок.
 
Таким образом, не будучи банкиром попытаюсь объяснить как я понимаю разницу в этих двух ставках. Ставка рефинансирования - основной так сказать кредитный продукт государственного банка, от которого зависит итоговый процент по депозитам и кредитам для организаций и потребителей. Именно она в основном учитывается в странах с устоявшейся экономикой. Ставка рефинансирования показывает процент, по который коммерческие банки могут взять деньги в банке государственном, в нашем случае в Центробанке, сроком на один год. Формально - это издержки которые понесет коммерческий банк при выдаче кредита уже потребителям.
 
В свою очередь ключевая ставка почти то же самое, с единственной разницей - это спекулятивная ставка, потому что показывает процент под который банки занимают деньги у государства на 1-2 недели. Поэтому ключевая ставка всегда выше ставки рефинансирования.
 
Раньше ключевая ставка использовалась Центральным Банком Российской Федерации в качестве ориентира при определении денежно-кредитной политики. Но с 2013 года ведомство в качестве ключевой ставки использует стоимость недельных аукционов РЕПО. В последнее время так сложилось, что нынешний размер ключевой ставки (11,5 процента с 16.06.2015 года), несмотря на ее снижение, до сих пор остается существенно выше размера ставки рефинансирования (8,5 процента).
 
В последнее время, когда росла ключевая ставка Центрального Банка, значительно повысилась стоимость кредитных ресурсов, это привело к тому, что налогоплательщикам стало дешевле несвоевременно уплачивать налоговые платежи в бюджеты всех уровней, чем привлекать кредитные ресурсы. Об этом свидетельствует рост задолженности по уплате пеней и налоговых санкций в бюджетную систему РФ. Только за последние полгода, по статистическим данным представленными ФНС, объем суммарной задолженности вырос на 21,6 миллиарда рублей.
В связи с этим было рассмотрена возможность перехода со ставки рефинансирования на ключевую ставку для расчета пеней по не уплате налогов.
 
С переходом на использование ключевой ставки Центральный Банк Российской Федерации предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс в части использования ключевой ставки ЦБ вместо ставки рефинансирования.
 
Речь идет обо всех статьях Налогового кодекса РФ, где сейчас упоминается ставка рефинансирования. Ставка рефинансирования составляет 8,25%, ее используют для начисления пени и процентов за неуплату задолженности, например налогов, взносов, неустоек. Ключевая ставка составляет 11,5% с 16.06.2015 года.
 
Эта норма затронет штрафные санкции за неуплату налогов подтверждает источник в Минфине. Из-за достаточно большой разницы между ключевой ставкой и ставкой рефинансирования компании предпочитают не брать кредиты в банках или привлекать собственные средства, а заплатить гораздо меньшую сумму в виде пени с неуплаченных вовремя налогов. В результате страдает бюджет. Налогоплательщики фактически имеют возможность получать льготный кредит за счет бюджета.
 
Сейчас к ставке рефинансирования привязан расчет пеней за просрочку уплаты налогов в пользу бюджета, а в пользу налогоплательщика – процентов за необоснованное взыскание налогов, по ставке рефинансирования начисляются проценты при предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Соответственно, изменится механизм расчета пени и одновременно механизм расчета процентов, взимаемых в пользу налогоплательщика за необоснованное взыскание налогов.
 
Все эти последствия не благоприятно влияют на пополняемость бюджета, как было сказано ранее налогоплательщику выгоднее придержать сумму налога причитающуюся уплате в бюджет, нежели воспользоваться заемными средствами приобретенные в коммерческом банке.
Рассмотрим на конкретном примере уплату пеней за просрочку оплаты НДС за 3 квартал 2014 года по двум основаниям, во первых, как это происходит в настоящее время, во вторых, как это будет происходить с вступлением в силу данного законопроекта. 
 
Пример расчета суммы пеней за просрочку по налогу
 
В феврале 2015 года в компании OOO «Буренка» бухгалтером была обнаружена ошибка, допущенная в декларации за третий квартал 2014 года. В результате чего произошло уменьшение налоговой базы и, как следствие, подлежащей уплате суммы НДС (на 70 000 рублей). Это несоответствие образовало просрочку. При этом срок сдачи декларации — 20.10.2014 года.
 
Посмотрим, как в данном примере определить период существования недоимки и рассчитать пени, которые требуется перечислить в бюджет вместе с недостающей суммой НДС. Предполагается, что организация погасит образовавшуюся задолженность, включая неустойку, 10 февраля 2015 года.
 
День образования недоимки — 21.10.2014 года, предполагаемый день погашения — 10.02.2015 (санкции будут начисляться до 9-го включительно). Период существования просрочки, таким образом, составит 138 дней. Эта величина и будет включена в расчет. Ставка рефинансирования, действовавшая с октября 2013 и вплоть до ключевой даты 2015 года, составляла 8,25%. Так как ее значение в течение всего периода не менялось, то рассчитать сумму пеней, подлежащую уплате, будет несложно.
 
 
Она составит:
70 000 * 138 * 8,25% /300 = 2656,5 рублей.
В результате мы получаем сумму 72 656,5 рублей (включая недостающую часть НДС), которую необходимо перевести в пользу бюджета 10 февраля 2015 года.
 
Теперь данный расчет произведем с применением ключевой ставки для расчета пени:
 
70 000 *138*11,5%/300 =3703 рублей.
 
Таким образом, если бы на данный момент для расчета пеней применялась бы ключевая ставка вместо ставки рефинансирования ООО «Буренка» 10 февраля 2015 года должна была бы перечислить в бюджет 73 703 рубля.
 
Соответственно с применение ключевой ставки увеличивается сумма пеней уплачиваемых в бюджет на 1046,5. Следовательно, на данную разницу увеличивается и пополняемость бюджета. 
 
Таким образом, такое явление, когда предприятие задерживает уплату налогов и какое-то время использует эти деньги, имеет неофициальное название «налоговые кредиты». Повышение штрафов давно назрело. Это исправит ситуацию с просрочкой. Руководители организаций будут задумываться об уплате налогов в срок, а не прогонять освободившиеся денежные средства для получения прибыли. По мнению экспертов в оплати налогового права необходимо даже увеличение штрафных санкций еще больше, что бы у нерадивых предпринимателей не была даже мысли в просрочке платежа.
 
Подводя итог, можно сделать вывод, что одним из приоритетов российской налоговой политики в настоящее время является повышение эффективности налоговой системы, а также совершенствование налогового администрирования. В рамках его реализации предусмотрено проведение мероприятий по укреплению платежной дисциплины у налогоплательщиков. Помимо этого, в последнее время наблюдается рост задолженности по уплате пеней и штрафных санкций в российский бюджет. И для того что бы это предотвратить, был введен на рассмотрение данный законопроект.