Иностранные гранты. Счастье или беда?

В связи с активным участием иностранных неправительственных организации в программах российских юридических и физических лиц, работающих в, так называемых, «некоммерческих» сферах деятельности, растет интерес российских пользователей к целевым средствам иностранных организаций, предоставляемых в виде грантов. Данной теме посвящена настоящая статья.

 

Казалось бы, проблем с грантами быть не должно, эта форма выделения целевых средств существует достаточно давно и активно используется в мировой практике. Однако не все так просто. Начнем с того, что понятия «грант», общего для всех отраслей права в гражданском праве российского законодательства не существует. Это понятие в налоговом, бюджетном законодательстве, и др. документах определяется по-разному. Причем, имеет разное толкование даже внутри налоговой сферы для исчисления разных видов налогов (налог на прибыль, НДФЛ).

 

Наиболее близким видом обязательств по смыслу и сути к понятию "грант" является определенный в ст. 582 части второй ГК РФ договор пожертвования. Однако, и здесь существуют принципиальные отличия, которые влияют на налогообложение и, в настоящее время, предлагаются юристами некоммерческих организаций, как способ минимизации налогов, при получении грантов от иностранных организаций, не поименованных в специальном перечне (Пост. Правительства РФ от 28.06.08 N485), позволяющем не платить грантополучателям налог на прибыль.

 

Определим основные моменты, отличающие грант в законодательстве РФ, в целях налогообложения, от других видов целевого финансирования. Эти моменты определены ст. 251НК РФ. Кратко их можно сформулировать следующим образом:

 

- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе российскими физическими лицами (не иностранными!) и некоммерческими организациями, иностранными и международными и объединениями по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

 

- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ, а не просто на ведение уставной деятельности. Это программы в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения…, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований. Все эти программы должны быть соответствующим образом оформлены и утверждены.

 

- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем (т.е. грантодатель должен определить их конкретное целевое назначение), с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта. При этом все средства грантов, должны расходоваться исключительно в целях, указанных при выделении гранта, и не могут быть использованы ни на какие другие цели без письменного согласия грантодателя (донора). Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить полные и исчерпывающие отчеты о деятельности по исполнению гранта.

 

Все вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно. В случае несоблюдения хотя бы одного из них, полученное имущество грантом не признается. Это может повлечь за собой неблагоприятные налоговые последствия у грантополучателя.

 

Подробно порядок налогообложения грантов прокомментирован в письме министерства финансов РФ и федеральной налоговой службы от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/1078 «О налогообложении грантов». В частности в нем отмечается, что гранты не облагаются НДС, налогом на прибыль при выполнении определенных условий, а также освещены вопросы обложения грантов НДФЛ и ЕСН.

 

С момента получения, грант, как и любое другое пожертвование, является собственностью грантополучателя. Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством Российской Федерации или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются.

 

В целях налогообложения и бухучета гранты относится к средствам целевого финансирования. Бухгалтерский учет грантов осуществляется с использованием счетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и 86 «Целевое финансирование». При этом целесообразно открывать к счету 86 субсчет «Расчеты по договорам гранта», а также вести аналитический учет в разрезе каждой реализуемой программы. Грант от иностранной организации может быть получен в валюте. Тогда (при необходимости представления отчета грантодателю в валюте) может возникать необходимость ведения параллельного бухгалтерского учета в рублях и в валюте.

 

Получение грантов отражают по кредиту счета 86 (в корреспонденции со счетом 76), использование - по дебету счета 86 в корреспонденции со счетами: 20 или 26 ( при направлении средств на содержание некоммерческой организации), 83 (при использовании целевых средств на инвестиции), 98 (при использовании средств коммерческой организацией).

 

По окончании договора о гранте счет 86 «Целевое финансирование» закрывается. Если же при этом часть грантовых средств не истрачена, грантополучатель может вернуть остаток средств или получить письменное подтверждение разрешения на использование их для выполнения других программ. Если грантодатель разрешит получателю оставить неиспользованные суммы в его распоряжении, то они включаются в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль, поскольку в дальнейшем их будут использовать не по целевому назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ). При обратной ситуации – перерасходе, грантополучатель вынужден будет сделать доплату за счет собственных средств и, если грантодатель откажется компенсировать перерасход, эти средства в бухгалтерском учете надо включить в состав внереализационных расходов, не уменьшая при этом в налоговом учете налогооблагаемую прибыль.

 

О получении и расходовании средств необходимо поставить в известность также налоговые органы. Для этого заполняют лист 07 декларации по налогу на прибыль организаций.

 

Как правило, гранты распределяются на конкурсной основе (в рамках конкурсов, объявленных грантодающей организацией). В зависимости от условий конкурса, в нем могут принимать участие зарегистрированные общественные, муниципальные и государственные организации, творческие коллективы или физические лица. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно заполнить форму заявки на грант. Заявки принимаются в течение ограниченного времени, определенного условием конкурса конкретного фонда. Все проекты рассматриваются экспертным советом и утверждаются правлением программы (при этом присланные материалы оцениваются экспертами, в основном, с точки зрения миссии донора, актуальности и существующих приоритетов).

 

Перечисление финансовых средств победителю конкурса осуществляется на основании договора, который заключается между грантодающей организацией и заявителем. В договоре описывается ответственность сторон, указываются сроки выполнения работ, представления отчетности, график перечисления средств. По окончании срока реализации проекта, грантополучатель должен представить грантодателю отчет об использовании гранта, включающий в себя содержательную, а также финансовую часть.

 

Тема налогообложения иностранных грантов привлекла к себе внимание специалистов в связи с принятием Правительством постановления, существенно сократившего список международных организаций, гранты которых не облагались у российских грантополучателей налогом на прибыль. После его принятия многие иностранные и международные организации оказались «вычеркнутыми» из льготных списков, что привело к негативным налоговым последствиям грантополучателей.

 

К настоящему моменту порядок определения международных и иностранных организаций, гранты которых не попадают под налогообложение, уточнен постановлением от 24.03.2009 г. N 252. Теперь, указанные организации (и международные, и иностранные) должны учитываться в едином перечне (в настоящее время это перечень международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций - получателей грантов, утвержденный пост. Правительства РФ от 28.06.2008 г. N 485). Предложения о внесении изменений в этот перечень вносятся в Правительство РФ федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их сферами.

 

Представители различных НКО, в частности, отмечали, что такое радикальное сокращение перечня, существенно усложнило работу многих из них. Однако на сегодняшний момент юристы и другие специалисты некоммерческих фондов уже провели анализ сложившейся ситуации и предложили благотворительному сообществу выход из создавшегося положения. Так, предлагается по возможности иностранные гранты перевести в плоскость других правоотношений и заменить их пожертвованиями. При этом проводится анализ понятий грант и пожертвование, их сравнение на предмет сходства и различия с точки зрения налогообложения. Привлекают внимание при этом следующие работы: Рамиль Ахметгалиев, адвокат, Павел Чиков, к.ю.н., Ассоциация «АГОРА». «Гранты и пожертвования при применении главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» юридическими лицами, в том числе некоммерческими организациями». Ю.В. Дробот, М.А. Каневская, - АНО «Ресурсный Правозащитный Центр» «Краткая аналитическая справка об определении применимого права сторонами договора гранта, основанная на нормах международного частного права», а также разработка в рамках проекта «Информационно-консультационный правовой центр по применению нового законодательства об НКО (ИКПЦ СAF)» при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, А.Толмасова «Сравнение гранта и пожертвования для цели налогообложения». Можно также добавить, что в рамках задач по минимизации налогообложения иностранных грантов, грантополучателям может быть предложено (при возможности) использование УСНО, что также будет способствовать уменьшению на них налоговой нагрузки.