Ликвидационный баланс

     К сожалению, в не многие фирмы выдерживают конкуренции, могут быть прибыльными, не иметь корпоративных конфликтов и продолжать веками свою деятельность. Большинство компаний рано или поздно сталкиваются с необходимостью закрытия и соответственно, составления ликвидационного баланса. 

Рекомендации по составлению ликвидационного баланса

    Несмотря на то, что форма ликвидационного баланса законодательно не установлена, а порядок ликвидации общества установлен в Гражданском кодексе, на практике может возникнуть проблема с ликвидацией компании. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 20.03.2006 N Ф09-1947/06-С4 по делу N А76-22696/05 суд установил, что поскольку промежуточный и ликвидационный балансы составлены с нарушением требований п. 2, 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и считаются непредставленными в регистрирующий орган, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у инспекции оснований для принятия решения о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

       В этой связи следует руководствоваться следующими рекомендациями при составлении ликвидационного баланса:

1. Фактически компания должна составить два баланса:

- промежуточный ликвидационный баланс;

- ликвидационный баланс.

  После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

     После этого производятся выплаты кредиторам. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности.

      Когда выплаты завершены, составляется ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. 

2. Несмотря на то, что форма ликвидационного баланса не утверждена, он должен соответствовать требованиям ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"). Так, организация должна при составлении бухгалтерского баланса придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса  допускается в исключительных случаях. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения.

3. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать:

- сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица;

- перечень предъявленных требований;

- результаты их рассмотрения.

Ликвидационный баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.

4. Существуют особенности составления ликвидационного баланса различных юридических лиц, которые необходимо учитывать при его утверждении.

Так, согласно ст. 22 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.12.2012)

"Об акционерных обществах" промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс утверждаются общим собранием акционеров.

    В обществах с ограниченной ответственностью утверждение ликвидационного баланса относится к компетенции общего собрания участников общества (ст.33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обществах с ограниченной ответственностью").

     Существуют особенности составления ликвидационного баланса кредитных организаций. Так, после составления и закрытия реестра требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее шести месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего. Промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России (ст.50.42 Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

5. Нужно не забыть уведомить регистрирующий орган о составлении ликвидационного баланса. В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

6. Следует подписать баланс уполномоченным лицом. 

Так, лицом, которое вправе подписывать уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, может быть:

- орган либо учредитель (участник) юридического лица, принявший решение о ликвидации;

- председатель ликвидационной комиссии.

     В отношении подписания ликвидационного баланса уполномоченным лицом сложилась также судебная практика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2008 N А33-11033/07-Ф02-1108/08; ФАС Поволжского округа от 06.05.2009 по делу N А55-8700/2008).

Пример ликвидационного баланса и бухгалтерские проводки

      После продажи имущества и окончательного расчета с кредиторами ликвидационная комиссия составляет баланс, на основании которого принимается решение о распределении оставшегося имущества компании между собственниками. Фактически, в ликвидационном балансе учитываются оставшиеся активы после удовлетворения требований кредиторов.

Рассмотрим пример ликвидационного баланса.

Пример

ООО «Заря» принято решение о ликвидации.

Ликвидационный баланс на момент закрытия фирмы выглядит так:

 

Актив Пассив
Наименование статьи баланса Сумма (руб.) Наименование статьи баланса Сумма (руб.)
Основные средства - Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 100 000
Запасы 10 000 Добавочный капитал (без переоценки) 66 000
НДС по приобретенным ценностям - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (150 897)
Дебиторская задолженность - Заемные средства -
Денежные средства 5103 Заемные средства -
Баланс 15 103 Баланс 15 103

         В бухгалтерском учете ликвидационный баланс будет закрыт следующими проводками.

Дебет 83 Кредит 80

- 66 000 руб. - добавочный капитал присоединен к уставному капиталу;

Дебет 80 Кредит 84

- 150 897 руб. - списан убыток;

Дебет 80 Кредит 75

- 15 103 руб. - имущество распределено между учредителями;

Дебет 75 Кредит 10 (50)

- 15 103 руб. - имущество получено учредителями.

        При этом следует особо отметить, что госрегистрация ликвидации общества признается недействительной, если ликвидационный баланс не соответствует промежуточному ликвидационному балансу в части активов и кредиторской задолженности. Поэтому необходимо перепроверить данные бухгалтерского учета, указанные в промежуточном ликвидационном балансе и в ликвидационном балансе. Целесообразно отразить в ликвидационном балансе сведения о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами. Это необходимо сделать во избежание судебных споров. В качестве примера судебных разбирательств в отношении признания госрегистрации ликвидации общества недействительной можно назвать Определение ВАС РФ от 11.03.2012 N ВАС-1985/12 по делу N А07-3175/2011, Определение ВАС РФ от 01.08.2011 N ВАС-9728/11 по делу N А56-92454/2009 и пр. 

        Однако вопросы отражения кредиторской задолженности все же остаются. Во-первых, каким образом отражать при ликвидации будущие возможные претензии, возникшие из ранее заключенных и исполненных договоров, а во-вторых, остается неопределенной судьба требований кредиторов по обязательствам, возникшим из деятельности ликвидационной комиссии. 

     Вместе с тем, имеется и противоположная практика, в соответствие с которой  отсутствие в ликвидационном балансе сведений о кредиторской задолженности перед бюджетом и (или) иными кредиторами не является основанием для признания госрегистрации ликвидации общества недействительной (Определение ВАС РФ от 24.11.2011 N ВАС-15330/11 по делу N А33-17472/2010).

        В заключение целесообразно обратить внимание, что следование вышеуказанным рекомендациям позволит исключить риски признания ликвидации недействительной в связи с тем, что ликвидационный баланс не соответствует требованиям законодательства.