Лицензии

Какие именно виды деятельности лицензируются и на каких условиях, определено Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Платность лицензии так же установлена в данном законе: за выдачу лицензии соискатель оплачивает государственную пошлину (ст. 9  Закона о лицензировании).

В настоящее время применяются следующие размеры пошлины (п.1 ст. 333.33 НК РФ):

·         рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;

·         предоставление лицензии - 1 000 рублей.

Кроме платежного документа на оплату пошлины в лицензирующий орган следует предоставить:

·         копии учредительных документов с представлением оригиналов;

·         копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые доказывают возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий.

Плата за выдачу  лицензионного документа не предусмотрена.

Какие дополнительные расходы, кроме оплаты госпошлины, связанные с получением лицензии возникают у организаций, рассмотрим на примере получения лицензии на медицинскую деятельность.

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности в лицензирующий орган предоставляются
1)      Наличие у соискателя на праве собственности или ином основании зданий, помещений.

2)      Наличие оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности.

 специалистов.

Если возникают расходы по изготовлению копий, то они включаются в бухгалтерском и налоговом учете в стоимость лицензии, поскольку самым непосредственным образом связаны с ее получением.

Однако, расходы, связанные с обеспечением возможности оказания медицинских услуг, например, по аренде здания, по покупке медицинского оборудования, расходы на персонал, естественно не должны включаться в стоимость лицензии, а относиться за затраты медицинского учреждения согласно общим правилам бухгалтерского и налогового учета. Ведь эти расходы нужны не столько получения лицензии, но для обеспечения нормального функционирования предприятия.

4)      Копию выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

Для того, чтобы получить справку о санэпидблагополучии будущей деятельности, оплату производить не требуется согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

 Однако необходимо представить  в орган санэпидемнадзора:

1)      протоколы исследований (испытаний); 

2)      экспертное заключение;

3)      акт обследования.

Расходы по привлечению экспертов для выдачи справок, необходимых органам санитарно-эпидемиологического надзора, производятся для ведения текущей деятельности, а нужны исключительно для поучения лицензии. Поэтому в бухгалтерском учете они должны увеличивать ее стоимость, а в налоговом подлежат равномерному списанию.

Сроки выдачи заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора достигают 60 дней. И это при условии того, что услуги экспертов  платные. Причем сумма вознаграждения законодательно не ограничена. Естественным является стремление их сократить.

И тут возникают непредвиденные расходы, которые на первый взгляд не поддаются документированию.

Тем не менее, в данном случае рекомендуется расходы оформить официально как проведение представительского мероприятия. Представительские услуги согласно документам, которые должна оформить бухгалтерия, напрямую не связываются с получением лицензии. Поэтому их стоимость относится на расходы одномоментно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (с учетом ограничения установленного п. 2 ст. 264 НК РФ).

Следует особо отметить, что расходы лицензирования по-разному квалифицируются для целей бухгалтерского и налогового учета. С принятием ПБУ 14/2007 лицензии на осуществление отдельных видов деятельности однозначно имеют все признаки нематериального актива. Ранее лицензии учитывались в качестве расходов будущих периодов. В действующем же в настоящее время ПБУ четко указано, какие расходы формируют стоимость объекта (п.8,9 ПБУ 14/2007), а какие относятся на текущие расходы (п.10 ПБУ 14/2007).

Иначе обстоит дело с налоговым учетом.

Здесь стоимость лицензий и иных расходов списываются не в качестве амортизации. Дело в том, что согласно признакам, перечисленным в НК РФ, а именно в ст. 257 лицензии не попадают под квалификацию амортизируемых основных средств и НМА. В налоговом учете затраты на используемую лицензию включаются в состав прочих расходов (п. 1 ст. 264 НК РФ). Но в уменьшение налоговой базы они списываются не единовременно, а постепенно в таком же порядке, как и в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Это подтверждается и судебной практикой, в частности Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 17 апреля 2006 г. N А66-10560/2005, в котором прямо указывается: «Поскольку получение доходов от лицензируемой деятельности предусматривается в течение срока действия лицензии, то и расходы следует распределять в течение срока действия лицензии... Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно».

Пример (условный).

ООО «Медуница» подала в лицензирующий орган заявление на рассмотрении лицензионных документов. При произведении расходов, перечисленных далее, произведены следующие бухгалтерские записи. Для большей наглядности допустим, что поставщики и подрядчики приведенных услуг НДС не исчисляют.

Д 68 К 51 1300 руб.- оплачена госпошлина

Д 08/НМА К 68 1300 руб.- госпошлина отнесена на стоимость лицензии

Д 76 К 71 40 руб. – подотчетным лицом оплачены услуги копирования

Д 08/НМА К 71 40 руб. – сумма услуг по изготовлению копий увеличила стоимость НМА

Д 60 К 51 657847 руб.- оплачено медицинское оборудование

Д 08/ОС К 60 657847 руб.- приобретено медицинское оборудование

Д 01 К 08/ОС 657847 руб. - медицинское оборудование введено  в эксплуатацию

Д 10 К 60 417452 руб.- оплачены необходимые медицинские материалы

Д 20 К 10 417452 руб.- медицинские материалы отпущены для текущей деятлености

Д 20 К 70 560000 руб. – начислена заработная плата руководителю, медицинским специалистам

Д 20 К 69 145600 руб.- начислены обязательные страховые платежи

Д 76 К 51 35000  руб. - оплачены услуги экспертов по обследованию санитарного состояния

Д 08/НМА 35000 руб.- услуги экспертов отнесены на увеличение стоимости лицензии

Д 76 К 51 50000 руб. - оплачено специализированной компании по проведению представительских мероприятий

Д 20 К 51 50000 руб. - приняты услуги по проведению представительского мероприятия

Д 03 К 08/НМА (1300+40+35000) 36340 руб. – сформирована стоимость лицензии

На расходы текущего характера в бухгалтерском и налоговом учете отнесено: 657847+417452+560000+145600+50000=1830899 руб.

В рассматриваемом случае расходы, подлежащие распределению по сроку действия лицензии, в налоговом учете и расходы по формированию стоимости лицензии в бухгалтерском учете ООО «Медуница» совпадают.

Мы рассмотрели пример лицензирования медицинской деятельности. По аналогии учитываются и расходы по получению иных лицензий.

Итак, систематизируем перечень расходов, связанных с оформлением лицензий, их квалификацию в бухгалтерском и налоговом учете.

 

 Вид расхода

 Экономическое содержание

 Бухгалтерский учет

 Основание

 Налоговый учет

 Основание

 Пошлина за рассмотрение заявления и выдачу лицензии

 Непосредственно связано с получением лицензии

 Квалифицируется как создание НМА

 ПБУ 14/2007 п.8

Относится на расходы равными долями согласно сроку действия лицензии

НК п.1 ст. 272

 Изготовление копий документов

 ПБУ 14/2007 п.9

 Обеспечение лицензирующих органов документами по индивидуальному списку в зависимости от вида деятельности, связанное с оплатой услуг сторонних организаций

ПБУ 14/2007 п.9

 Обеспечение необходимого материально-технического и кадрового состава

 Связано с обеспечением текущей деятельности предприятия

 Квалифицируется в зависимости от вида расходов: амортизация приобретенных основных средств, материалы, расходы на заработную плату и обязательные отчисления в страховые фонды

 ПБУ 10/99 п.5

Относится на  расходы для целей налогового учета характера одномоментно

НК п.1 ст. 272

Организация представительского мероприятия

 Квалифицируется как текущие расходы

 

Организациям, получающим лицензию, рекомендуется формировать бухгалтерскую справку, в которой следует указать следующие сведения:

·         вид затрат, непосредственно связанных  с получением лицензии

·         сумма затрат по их видам

·         общая сума затрат

·         срок, на который выдается лицензия

·         месячная сумма списания затрат.

Это позволит списывать затраты в том периоде, к которому они фактически относятся как в целях бухгалтерского, так и налогового учета, а так же избежать разногласий с налоговыми органами.