Неограниченные полномочия

     Всем известно, что генеральный директор – такой же наемный сотрудник, как и все остальные. Однако первые лица частенько злоупотребляют своими полномочиями и тратят деньги фирмы. Особенно остро эта проблема стоит в организациях, в которых руководитель является еще и единственным ее учредителем. Бухгалтеру в этом случае приходится непросто: непонятно, какими документами оформлять траты директора, который с расчетного счета фирмы переводит деньги, например, за свой автокредит. Разберемся в этом вопросе.

Принципиальная позиция бухгалтера

     Целый ряд бухгалтеров занимает принципиальную позицию по вопросу перевода денежных средств на личные нужды директора и отказывают руководителю в осуществлении неоправданных платежей. Ведь по сути, такие расходы генерального директора – учредителя на личные нужды не предусмотрены законодательно. Кроме того, на главного бухгалтера может распространяться уголовная ответственность. Положения ст. ст. 199 и 199.1 Уголовного кодекса предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов, не конкретизируя, кто конкретно из должностных лиц может быть привлечен к такой ответственности. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления в п. 7 Постановления N 64 суд указал, что к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, может относиться руководитель компании и главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера).

Риски для бухгалтера в случае подобных трат руководителя значительны, ведь бухгалтер:

- искажает отчетность;

- занижает налогооблагаемую базу.

В этой связи многие бухгалтера в случае возникновения спора в отношении трат генерального директора поступают следующим образом:

1. выражают отказ в возможности осуществления рискованного платежа; разъясняют невозможность их осуществления в связи с тем, что данные затраты нельзя учесть для целей налогообложения и они будут осуществляться из чистой прибыли;

2. разъясняют возможные негативные последствия в виде уплаты налогов, штрафных санкций и уголовной ответственности;

3. разъясняют в отношении необходимости уплаты иных платежей, таких как налоговые и заработная плата;

4. в случае проявления руководителем настойчивости в отношении необходимости оплаты каких-либо личных платежей, производят такие платежи только по личному распоряжению руководителя.

 

Позиция «маскировки» расходов

    Очень часто личные расходы директора компании «маскируются» под иные расходы, которые могут осуществляться в рамках предпринимательской деятельности. 

         Такая позиция основывается на том, что согласно закону 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель экономического субъекта. Мнение главного бухгалтера руководитель экономического субъекта учитывать не обязан, однако всю ответственность за достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности несет именно он (при наличии соответствующего письменного распоряжения, направленного главному бухгалтеру).

           При этом целый ряд расходов действительно может быть «замаскирован» под расходы компании.

Приведем примеры таких расходов:

- приобретение недвижимости;

- приобретение автомобиля;

- приобретение канцтоваров;

- командировочные расходы;

- обучение сотрудников.

Документами для «маскировки» расходов будут:

- приказ руководителя с указанием на производственную необходимость расходов;

- договор со сторонней организацией;

- первичные документы: счета-фактуры, акты и т.д.;

- сметы.

     Вместе с тем, при осуществлении подобной маскировки необходимо помнить, что подобные расходы компании, которые директор осуществляет в личных целях, приведут к дополнительным затратам. Так, приобретение автомобиля и выплата автокредита за счет компании приведут к следующим последствиям:

- необходимость постановки на учет в компании и начисление амортизации;

- необходимость уплаты транспортного налога;

- если автомашина приобреталась до 2013 года, то такая покупка приведет к образованию налогооблагаемой базы по налогу на имущество (т.к. движимое имущество учитывалось в целях налогообложения налога);

- необходимость оформления дополнительных документов, подтверждающих производственный характер использования автотранспорта: путевые листы, договоры на приобретение ГСМ или авансовые отчеты и пр.

В этой связи многие бухгалтера в случае использования позиции «маскировки» расходов поступают следующим образом:

1. просчитывают возможные риски и дополнительные расходы для директора;

2. разъясняют генеральному директору последствия подобных расходов;

3. предлагаются варианты «маскировки» расходов;

4. на основании принятого решения проводятся или не осуществляются платежи, оформленные в соответствии с требованиями законодательства.

 

Позиция «двойной» бухгалтерии

       Не секрет, что многие недобросовестные налогоплательщики прибегают к «двойной бухгалтерии» и осуществляют платежи, направленные на личные нужды руководства, за счет «черной кассы». Одновременно для целей налогообложения учитывается часть выручки, зафиксированной с применением контрольно-кассовой техники, и (или) поступившей на расчетный счет, а также часть «неучтенной выручки», поступающая в кассу или же на личные счета сотрудников.

В этом случае бухгалтера поступают следующим образом:

1. осуществляют любые платежи по желанию и устному распоряжению руководства из средств «черной кассы».

Вместе с тем, такие действия напрямую подпадают под действие уголовного кодекса. Напомним, что статья 199 УК РФ предусматривает штрафные санкции в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

     Кроме того, в этом случае возможны судебные споры. В качестве примера можно назвать Постановление ФАС Уральского округа от 18.04.2013 N Ф09-2000/13 по делу N А76-10707/12. Инспекцией сделаны выводы о сокрытии обществом полученных доходов и ведении двойной бухгалтерии, что привело к занижению налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), а также неполной уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) при выплате заработной платы работникам. Выводы сделаны на основании изъятых органом внутренних дел документов, электронных баз данных главного бухгалтера и секретаря, протоколов допроса главного бухгалтера. Аналогичный вывод сделан в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 18АП-11613/2012 по делу N А76-10707/2012.

 

Позиция списания затрат «на чистую прибыль»

   Некоторые бухгалтера оформляют личные траты директора – единственного учредителя как расходы, не учитываемые при налогообложении. Иными словами, такие расходы не уменьшают налогооблагаемую прибыль, при этом НДС не предъявляется к вычету. Вместе с тем, такие расходы могут вызвать претензии проверяющих, поскольку такие расходы могут быть признаны доходом руководителя.

При такой позиции многие бухгалтера поступают следующим образом:

1. просчитывают возможные риски и дополнительные расходы для директора;

2. разъясняют генеральному директору возможные риски доначисления НДФЛ и страховых взносов;

3. по личному распоряжению руководителя осуществляют платежи.

     Вместе с тем, следует помнить о возможных судебных рисках. В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А02-632/2012 суд установил следующее. Бремя подтверждения произведенных расходов возлагается на налогоплательщика. Доказательств того, что в производственных целях использовался личный транспорт руководителя общества (учитывая, что согласно справке 2-НДФЛ у общества один работник), также не представлено.

     Таким образом, списывая затраты «на чистую прибыль», следует помнить о возможном риски доначисления НДФЛ и страховых взносов.

 

Позиция «заимствования»

       В некоторых случаях руководителю требуются денежные средства для осуществления каких-либо действий с последующим возвратом денег в кассу в полном объеме. 

         Предоставление денежных средств с последующим возвратом оформляют: