Особенности применения вычетов по НДС.

Порядок возмещения НДС установлен в ст. 176 НК РФ. Согласно данной норме в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику. Возмещение налога производится в форме зачета или возврата. 

Документы, подтверждающие право на вычет.

По общему правилу, для возмещения налога в налоговый орган представляется соответствующая декларация. Налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку данной декларации (ст.ст. 176, 88 НК РФ). В ходе камеральной проверки устанавливается обоснованность возмещения налога.

Нужно отметить, что НК РФ не устанавливает перечень документов, которые налогоплательщик должен предоставлять одновременно с декларацией. Однако, налоговый орган вправе данные документы запросить у налогоплательщика на основании требования. Наличие данного права объясняется тем, что налогоплательщики в ряде случаев претендуют на возмещение НДС при отсутствии законных оснований. 

Так, в ст. 88 НК РФ сказано, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ. В п. 8 ст. 88 НК РФ прямо предусмотрено, что налоговый орган имеет право требовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. При этом, обязанность по предоставлению документов, подтверждающих обоснованность налога, заявленного к возмещению, возникает у налогоплательщика только после получения налогоплательщиком требования о предоставлении документов (Постановление ФАС Московского округа от 9 октября 2008 г. по Делу № КА-А40/8835-08).

Как показывает практика требование о предоставлении документов, подтверждающих обоснованность возмещения налога, направляется с ситуации, когда заявлена значительная сумма НДС к возмещению.   

Конституционный суд РФ в свое время в Определении № от 12 июля 2006 г. № 266-О также подтвердил право налоговых органов на истребование документов в ходе камеральной проверки декларации по НДС. В частности, суд указал на то, что «Положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 - 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации… не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации… представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. При том, что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов».

Что следует понимать под документами, «подтверждающими правомерность применения налоговых вычетов» в НК РФ ничего не говориться. На практике налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование, в котором, как правило, предлагает представить:

§         счета – фактуры;

§         первичные документы;

§         регистры бухгалтерского учета,

§         книгу покупок и книгу продаж;

§         хозяйственные договоры;

§         платежные документы;

§         учредительные документы.

Перечень документов может изменяться или дополняться налоговой инспекцией в зависимости от того, какой вычет заявлен в декларации (НДС, уплаченный на таможне, при выполнении СМР, НДС, уплаченный налоговыми агентами и пр.). Для избежания конфликта с налоговой инспекцией и для ускорения процесса возмещения НДС налогоплательщику целесообразно предоставить документы по запросу налоговой инспекции, однако, за исключением тех, которые не имеют никакого отношения к правомерности применения вычета и не являются основанием для его применения.

Отказ в возмещении НДС в случае непредставления документов, которые не являются основанием для применения вычета будет являться незаконным 

На это обстоятельство обращают внимание и суды. Так, ФАС Московского округа  в Постановлении от 7 ноября 2007 г. № КА-А40/10955-07 указывает на то, что непредставление отчетов таможенных органов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов. Как отмечает суд, ст. 172 НК РФ не связывает право налогоплательщика на возмещение НДС с обязательным представлением таких отчетов. ФАС Московского округа в Постановлении от 30.01.2009 по Делу № КА-А40/12734-08 указал на то, что законодательство о налогах и сборах РФ не связывает право налогоплательщика на налоговые вычеты с представлением справки по форме КС-3.

 Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки также может запросить документы или пояснения, подтверждающие осмотрительность налогоплательщика, заявляющего НДС к возмещению. Такие документы или пояснения будут запрошены, если налоговая инспекция поставит под сомнение реальность хозяйственной операции, которая стала поводом для возмещения налога.

Для того, чтобы снизить риск неблагоприятных последствий и отказ в возмещении НДС налогоплательщик может заранее позаботиться о подтверждении своей осмотрительности и вести так называемые «досье» на каждого контрагента. Это «досье» может включать в себя:

  • копию свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет,

§         выписку из единого государственного реестра. Данная выписка может быть предоставлена налоговым органом по запросу налогоплательщика. 

§         справку из налогового органа о привлечении контрагента к ответственности на неуплату налогов. Сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ налоговой тайной не являются. Кроме того, при отсутствии признаков налогового правонарушения, неисполнение обязанности по уплате налога в установленный срок является нарушением порядка уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, и сведения об указанном нарушении не могут составлять налоговую тайну. (Письмо МНС РФ № ШС-6-14/252 от 5 марта 2002 г.)

  •  копию учредительных документов,
  •  копию паспортных данных руководителя и главного бухгалтера,

§         документы, подтверждающие полномочия на подписание договоров, счетов-фактур и прочих документов, которые оформляются в процессе хозяйственной деятельности. Следует учесть, что без доверенности от имени организации может действовать только руководитель. Полномочия прочих лиц на подписание должны подтверждаться доверенностями и приказами. 

Сроки возмещения НДС

Камеральная проверка декларации проводится в течении трех месяцев. По окончании камеральной проверки налоговый орган принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Одновременно с этим решением принимается решение о возмещении налога полностью (частично) или решение об отказе в возмещении налога полностью (частично). При отсутствии недоимки налог возвращается по заявлению налогоплательщика на банковский счет, либо налог может быть зачтен в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.

До проведения камеральной проверки НДС можно возместить только в ускоренном порядке на основании ст. 176.1 НК РФ. Эта статья введена Федеральным законом от 17.12.2009 № 318-ФЗ и действует с 1 января 2010 года. Ускоренный порядок возмещения налога применяется к декларациям, предъявляемым с 1 квартала 2010 года. Применять ускоренный порядок возмещения НДС вправе:

§        организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных за предшествующие три календарных года, равна или превышает 10 млрд. руб. Кроме того, на момент подачи декларации по НДС и заявления о применении ускоренного порядка возмещения налога эти компании должны существовать не менее трех лет;

§        налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию на полную сумму налога, заявленного к возмещению. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 176.1 НК РФ.

Для возмещения НДС в ускоренном порядке налогоплательщик не позднее пяти дней с момента представления декларации подает в инспекцию соответствующее заявление. Решение о зачете или возврате заявленной суммы НДС принимается налоговым органом в течение пяти дней с момента подачи соответствующего заявления.

Если на момент вынесения решения о возмещении НДС в заявительном порядке у налогоплательщика имеется задолженность по налогам (пеням, штрафам), то инспекция самостоятельно погашает ее за счет суммы налога, возмещаемой в ускоренном порядке.

Если по результатам камеральной проверки декларации возмещенная в заявительном порядке сумма НДС превышает ту, которая должна быть возмещена, решение о зачете (возврате) отменяется. Налогоплательщик в пятидневный срок после получения требования о возврате налога обязан вернуть (полностью или частично) в бюджет денежные средства, полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке,  а также уплатить проценты за пользование бюджетными средствами исходя из двукратной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если налогоплательщик, который предоставил банковскую гарантию, не уплатил ранее возмещенную сумму налога, то на шестой день после получения плательщиком требования о возврате налоговый орган направляет в банк требование об уплате денежных средств по гарантии. При неуплате налогоплательщиком данный сумм, а также при невозможности уплаты данных сумм по банковской гарантии в связи с истечением ее срока действия ранее возмещенный налог взыскивается в принудительном порядке за счет средств на счетах в банках или иного имущества налогоплательщика. 

Если вам отказали в возмещении НДС

Если налоговый орган принял решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности и решение об отказе в возмещении НДС полностью (частично), то в случае несогласия с этим решением его можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган (Управление ФНС РФ) или суд. Решение об отказе в возмещении НДС в вышестоящий налоговый орган целесообразно обжаловать одновременно с решением о привлечении к налоговой ответственности.  

Что касается судебного обжалования, то решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности может быть обжаловано в суд только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Решение об отказе в возмещении НДС можно обжаловать непосредственно в суд, минуя стадию досудебного обжалования. Данное решение может быть обжаловано в суд отдельно от решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, в связи с отказом в возмещении НДС.  

При обжаловании не достаточно просто указать на свое несогласие с принятым решением. Необходимо подробно описать фактические обстоятельства, которые стали поводом для подачи жалобы или иска. А самое главное – нужно привести мотивы своего несогласия с принятым решением. Мотивы несогласия необходимо обосновать  ссылками на нормативные акты, письма Минфина РФ или ФНС РФ (если такие имеются), судебную практику. Обоснованность своей позиции также нужно подтвердить доказательствами. Такими доказательствами могут стать документы, как ранее представленные в налоговый орган, так и те, которые ранее не представлялись.