Отмена налоговой тайны

     ФНС заявила о возможности отмены налоговой тайны со всех деклараций. Объясняется это большим количеством запросов, оставленных на сайте ФНС в разделе «Проверь контрагента». По мнению чиновников, это говорит о недоверии компаний к своим партнерам. С отменой налоговой тайны информация о заработках и отчислениях организаций появится в свободном доступе.
 
     Эксперты эту инициативу не поддерживают, поскольку считают, что в России распространение таких сведений просто опасно. Согласны ли Вы с этим? К каким последствиям, по Вашему мнению, это может привести? Противоречит ли это деловой этике? Ваше отношение к вопросу?
 
     Разговоры об отмене налоговой и банковской тайны ходят уже давно, и дело не только в удобстве налогоплательщиков, но и в отмывании денежных средств, наличии большого количества фирм-однодневок, желанием налоговых органов проводить более тотальный контроль за бизнесом.
      Кроме того, отмена налоговой тайны не может на 100% гарантировать налогоплательщику безопасность и отсутствие претензий налоговых органов при выборе контрагента. В настоящее время, если даже налогоплательщик проверил контрагента по сайту ФНС в разделе «Проверь контрагента», то это не исключает претензии налогового органа и необходимость отстаивать свои интересы в судебном порядке. В качестве примера судебного решения в пользу налогоплательщика можно назвать Постановление ФАС Московского округа от 31.01.2011 N КА-А41/17798-10 по делу N А41-620/10. Однако судебная практика не столь однозначна и проверка контрагента на сайте, представление доказательств в суд, не являются гарантией от доначисления налогов. Примером отрицательного решения является Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу N А68-10089/2009. В этой связи с отменой налоговой тайны, налогоплательщик не будет застрахован ни от недобросовестных контрагентов ни от налоговой инспекции, которая так же будет предъявлять компаниям претензии в недобросовестности выбранных ими компаний-партнеров.
     Но кроме отсутствия реальной пользы от снятия завесы с налоговой тайны, компаниям может быть нанесен и вред.
Представим ситуацию, когда компания подает документы для участия в конкурсе или тендере, но заказчик отклоняет заявку на участие в тендере только на том основании, что у компании по итогам года образовались убытки. Но появление убытков может быть связано с объективными причинами, например, компания приобретала оборудование, основные средства с целью развития бизнеса. Однако потенциальный заказчик посчитал, что компания не сможет выполнить заказ в связи с убыточностью ее деятельности.
  Возможна и другая негативная ситуация, когда недобросовестные компании будут выявлять компании с нестабильным финансовым положением и с помощью рейдерского захвата, будут влиять на дальнейшую судьбу компании. И в таких недобросовестных действиях, как подкуп акционеров, подделка документов, смена руководства, будут большую роль играть данные о финансовом состоянии компании. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет миром.
    Кроме того, многие налогоплательщики много раз сталкивались с недостоверными данными, которые находятся в налоговой, то программа зависнет, то платеж попадет на невыясненный, то налоговый орган не успеет разнести налоговые платежи, то неправомерно начислят пени, которые потом приходится оспаривать в судебном порядке. И если эти недостоверные данные будут раскрыты неограниченному числу лиц, то данная информация может создать репутационные риски для компании. 
  В целом, можно сделать вывод о том, что отмена налоговой тайны, скорее будет иметь негативные последствия для налогоплательщика.