Учесть корпоратив

        В декабре сотрудники компаний пребывают в праздничном настроении: они в предвкушении новогоднего корпоратива. А вот бухгалтеру не до веселья, для него настала сложная пора. Головной боли добавляет вопрос: «Как учесть расходы на корпоративное мероприятие?». Мы поможем Вам на него ответить, чтобы Вы больше не переживали, и смогли спокойно начать подготовку к Новому году.

 

Плохой вариант

      Все бухгалтера не любят корпоративы, поскольку расходы на проведение веселого праздника нельзя учесть в налоговом учете. Ведь фактически производственный характер при проведении корпоратива отсутствует.

         А вот в бухгалтерском учете расходы будут учтены в полном объеме.

В этой связи возникают постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

 

Приведем пример.

Пример. Компания затратила 1 000 000 рублей на проведение корпоратива. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки.

 

Дебет Кредит Сумм Содержание операции
91/2 60 1 000 000     Отражена стоимость по проведению корпоративных мероприятий
19 60 180 000 Отражена сумма НДС
91/2 19 180 000 Сумма НДС списана в состав прочих расходов
60  51 1 180 000 Оплачены услуги сторонних организаций по организации корпоратива
99 68 236 000 Отражено постоянное налоговое обязательство

 

       Как видим, в расходах учесть затраты не получится.

     Кроме того, есть риски, связанные с необходимостью уплаты НДФЛ. Так, в Письме Минфина России от 03.04.2013 N 03-04-05/6-333 указано, что при проведении организацией корпоративных праздничных мероприятий сотрудники организации могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 НК РФ, а организация, проводящая корпоративные мероприятия, должна выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 НК РФ. В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.

      Однако если возможность персонифицировать расходы отсутствует, то начислять налог не нужно. Такие выводы были сделаны Минфином в Письмах от 30.01.2013 N 03-04-06/6-29, от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86.

       Документами, необходимыми для проведения корпоратива в данном случае будут являться:

- договор с компанией, осуществляющей корпоратив;

- акт приемки-передачи работ;

- приказ руководителя.

Но поскольку расходы нельзя учесть, многие бухгалтера идут на хитрости.

 

Проведение тимбилдинга

        Тимбилдинг - это построение команды. Как правило, он проводится в виде корпоративного мероприятия с выездом на природу. При этом в рамках мероприятий по тимбилдингу моделируются разные рабочие ситуации, строятся взаимоотношения между сотрудниками, устраивается обучение или «мозговой штурм». Кроме того, в рамках тимбилдинга может предоставляться питание сотрудникам.

         В договорных отношениях данные мероприятия оформляются в качестве проведения корпоративного тренинга. 

        Однако в этом случае придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Ведь компании, которые проводят тимбилдинг, не имеют образовательной лицензии, а спортивно-развлекательные мероприятия компания не может учесть в расходах.

        Но тем не менее в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 09АП-8089/2009-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40/9145-09 оставлено без изменений) налоговикам не удалось доказать, что затраты по проведению корпоративных тренингов не учитываются в целях обложения по гл. 25 НК РФ. Аналогичное решение принято ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.07.2009 N А56-17976/2008.

       Если компания выбрала данный вариант для учета расходов необходимо подготовить экономическое обоснование, в котором необходимо указать четко, какую экономическую целесообразность получит компания от проведения подобного мероприятия. Такие же основания целесообразно указать в приказе руководства.

       Но этот рискованный способ не является единственным способом учета расходов на проведение корпоратива.

 

Проведение представительских мероприятий

    Представительские расходы связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Исходить нужно из трех основных принципов учета представительских расходов:

- официальность проводимого мероприятия;

- экономическая обоснованность производимых расходов;

- документальное подтверждение понесенных расходов.

        К представительским расходам относятся:

- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, 

- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, 

- буфетное обслуживание во время переговоров.

       Следует помнить, что представительские расходы являются нормируемыми. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

     Вместе с тем, в случае проведения корпоратива и учета его в качестве представительских мероприятий, следует также учитывать возможность судебных споров. 

     Некоторым компаниям удавалось в судебном порядке отстоять возможность учета затрат на корпоративное мероприятие в составе представительских расходов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 N А56-17976/2008 (Определением от 30.11.2009 N ВАС-15476/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

       Следует обратить внимание, что в вышеуказанном решении, компания предприняла следующие меры:

- в документах компания оформила корпоративное мероприятие как подведение итогов года;

- компания пригласила партнеров компании по бизнесу;

- компания оформила первичные документы и протокол официального мероприятия.

      Организация должна оформить ряд документов, служащих для подтверждения представительских расходов. Таковыми могут являться:

- приказ руководителя для подтверждения расходов на указанные цели;

- смета и отчет по проведенному представительскому мероприятию с отражением цели;

- а также первичные подтверждающие документы.

Для подтверждения официального статуса проводимого представительского мероприятия организации возможно понадобится оформить дополнительные документы:

- программа (план) мероприятия (здесь важно указать цель, место и сроки его проведения);

- список официальных лиц, принимающих участие в мероприятии, как со стороны приглашенных партнеров, так и со стороны самой организации (такой список может быть включен в приказ о проведении мероприятия или/и в программу этого мероприятия);

- отчет (акт) по результатам проведенного мероприятия, утвержденный руководителем организации (с указанием сумм фактически произведенных расходов).

      Положительным аспектом является тот факт, что компании могут учесть в расходах расходы на алкоголь. В расходах на организацию официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров учитываются в том числе затраты на приобретение спиртных напитков (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).

      Однако в данном варианте есть и минусы. Если проведенное мероприятие (ужин в ресторане) не носит официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение на нем деловых переговоров, расходы по его проведению не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675).

 

Проведение рекламных мероприятий

        Следует учитывать, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

        В связи с тем, что корпоративные мероприятия рассчитаны на определенный круг ли, то учесть их будет проблематично. Соответствующие разъяснения дает и Минфин (Письма Минфина от 11.09.2006 N 03-03-04/2/206, от 20.12.2006 N 03-03-04/1/430, УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72985).

    Вместе с тем, в некоторых случаях суды признают правомерными подобные расходы, поскольку они направлены на поддержание сотрудничества с действующими крупными клиентами путем ознакомления их с новыми услугами фирмы, результатами работы и динамикой развития организации (Определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15476/09).

Говоря о документальном подтверждении расходов

"оправдывающими" первичными документами могут быть:

- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;

- договоры с контрагентами;

- сметы.

Некоторые компании используют совсем необычные способы.

 

Выплата премии для организации корпоратива

     Некоторые компании используют сосем нестандартные решения. Например, компания выплачивает сотруднику производственную премию. Сотрудники, участвующие в корпоративе, в дальнейшем вносят премию в кассу предприятия для организации мероприятия. Те же, кто не участвует в корпоративе, просто используют средства по своему усмотрению.

         Однако и в этом случае может возникнуть судебный спор.

         Все дело в том, что компании нужно доказать производственный характер премии.

      В противном случае, по мнению Минфина, признать в расходах премии нельзя, так как они не относятся к выплатам стимулирующего характера и не связаны с производственными результатами работника (Письма Минфина России от 22.02.2011 N 03-03-06/4/12, от 16.11.2007 N 03-04-06-02/208).

      Вместе с тем, суды могут придерживаться другой позиции. Большинство судов считают, что премии к праздничным датам все же носят стимулирующий характер (например, Постановления ФАС Московского округа от 17.06.2009 N КА-А40/4234-09 по делу N А40-17745/08-80-41, ФАС Центрального округа от 15.09.2006 по делу N А64-1004/06-11).

        В качестве подтверждающих первичных документов могут использоваться:

- планы и отчеты о выполненной работе;

- положение о премировании или коллективный договор;

- трудовые договоры;

- приказы руководителей или генерального директора.

      Но если компания выплатила премии сотрудникам, то в этом случае не нужно забывать, что они будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Доход работника для исчисления с него НДФЛ вам следует определять нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 226 НК РФ). В сумму дохода, в частности, включается оплата труда, начисленная за данный период (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. п. 2, 3 ст. 226 НК РФ). Организации, производящие физическим лицам выплаты и иные вознаграждения, являются плательщиками страховых взносов на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ. Из содержания ст. ст. 15, 16, 56, 57, 129, 135, 191 ТК РФ следует, что разовые премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и носят стимулирующий характер, поэтому являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений. Значит, спорные выплаты относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления (Постановление ВАС РФ от 25.06.2013 N 215/13).

    В заключение следует отметить, что самым безопасным вариантом будет не учитывать расходы на корпоратив для целей налогообложения, в противном случае, придется доказывать истину в суде.