Выплата пособий из ФСС

Случаи получения пособий непосредственно из ФСС
 
    По общему правилу, в большинстве случаев обязанность по выплате пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложена на работодателей (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Однако на практике ФСС работает с работодателями по принципу зачета. Работодатель предоставляет в ФСС информацию о перечислении взносов, пособиях по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а фонд возвращает денежные средства работодателю на уплату пособий. 
    Вместе с тем, в настоящее время ФСС пытается изменить данный порядок и выплачивать пособия непосредственно работникам. Это связано с тем, что в последнее время в ФСС попадает множество фальшивых больничных, фонд вынужден судиться с работодателями, злоупотребляющими требованиями законодательства и возмещающие из фонда большие суммы, чем предусмотрено законом.
       В настоящее время в некоторых регионах принят соответствующий «пилотный проект», в котором участвуют:
с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
с 1 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. - Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.
       Внедрение данного проекта регулируется постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
Однако в некоторых случаях выплаты пособий уже осуществляются напрямую. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона о страховании назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена Фондом. Речь здесь идет о следующих случаях:
- прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной ГК РФ.
     В случае прекращения деятельности пособие выплачивается на день обращения застрахованного лица. Это правило касается следующих пособий:
- по временной нетрудоспособности,
- по беременности и родам,
- ежемесячного пособия по уходу за ребенком
- единовременным пособием при рождении ребенка.
 
В вышеперечисленных случаях необходимо предоставить следующие документы:
 
Документы для назначения пособия
 
Для пособия по беременности и родам Для ежемесячного пособия по уходу за ребенком
заявление о выплате пособия, листок нетрудоспособности по беременности и родам, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, трудовые договоры) заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она(он, они ) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в случае, если мать (отец, оба родители) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.
 
    Следует отметить, что в настоящее время данная услуга признана госуслугой в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.02.2012 N 172н. Срок предоставления госуслуги (назначения и выплаты пособия) - в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган Фонда документов.
 
    Также следует обратить внимание на тот факт, что с 2013 года вносятся изменения в порядок выплаты пособий по беременности и родам, а также детских пособий.
 
1. Сотрудницы не смогут выбирать период расчета пособий, исходя из 360 дней или 720 дней (двух лет). С 2013 года пособия будут рассчитываться исходя из двух лет (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.10 № 343-ФЗ). Соответственно компаниям не придется делать два расчета, в соответствии с которыми сотрудница может получить больше денег. 
2. При расчете пособий из расчета (720 дней) будут исключиться дни нетрудоспособности, декретные отпуска, дни сдачи крови и военные сборы. При этом, например, в 2010 году выплаты за дни сдачи крови и военные сборы являлись необлагаемыми выплатами.
3. С 2013 года базовые суммы детских пособий будут скорректированы на новый коэффициент индексации – 1,055 
 
Размеры пособий
 
 
Пособие Базовый размер Новый размер
Единовременное фиксированное пособие при рождении ребенка 8000 руб. 13 087,59 руб.
Единовременное фиксированное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 300 руб. 490,78 руб.
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком 1500 руб. 2453,92 руб.
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми 3000 руб. 4907,85 руб.
 
Воспользоваться возможностью получить пособия из ФСС могут следующие лица:
 
а) лица, работающие по трудовым договорам;
б) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
в) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
г) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
д) священнослужители;
е) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
 
    Работодатель тоже может получить пособие, если выступает законны представителем заявителя, а для этого нужна доверенность от лица, работающего по трудовому договору на сотрудника, подающего документы в ФСС. В некоторых случаях подача заявлений от имени работодателя оправдана, если на выплату пособия претендуют несколько сотрудников.
     При этом если в ФСС будет обращаться сам работник, то без помощи работодателя не обойтись. Дело в том, что от работодателя требуется справка (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, из которой должно быть исчислено пособие (по установленной форме). В случае если работник недавно поменял работу, то целесообразно представить справку о заработке с прошлого места работы. Если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которой должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, либо территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
   Кроме того, следует отметить, что ФСС не просто выдает пособие, а проверяет основания прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;  невозможности выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации. Специалисты Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие вышеуказанных оснований. Вместе с тем если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие данные факты, то работник вправе представить такие сведения в ФСС РФ по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении пособия. Таким образом, работодателю целесообразно выдать работнику необходимые документы заранее. Это может быть свидетельство о ликвидации юридического лица, документы об отсутствии денежных средств.
     Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту выплаты пособий напрямую из ФСС существуют и некоторые проблемы.
 
 
Ограничения и сложности в выплате пособий напрямую из ФСС
 
 
     Во-первых, выплаты пособий напрямую из ФСС возможны только в отношении пособий, выплачиваемых с 1 января 2010 года. Такой вывод подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 241-О-О, в соответствии с которым суд признал законным отказ ФСС в назначении и выплате пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Заявительнице было отказано в назначении и выплате названных пособий по такому основанию, как недостаточность денежных средств на счете работодателя (ООО "Виктория") в кредитной организации по причине того, что данный порядок распространяется на страховые случаи, наступившие после 1 января 2010 года.
     Во-вторых, ФСС при назначении пособий проверяет факты искусственных ситуаций, направленных на выплату пособий. Особенно данная проблема касается совместителей. Такой вопрос был рассмотрен в постановлении Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 N 17АП-2136/2008-АК. Вопрос о целесообразности и экономической обоснованности работы М. одновременно в четырех организациях судом был отклонен, поскольку его разрешение лежит непосредственно на учредителях и руководителях указанных организаций.
   Кроме того, существуют и иные риски для работника.
 
Так, сумма пособия может быть занижена в следующих случаях:
 
1. Работник не представил работодателю все необходимые для назначения пособия документы. Например, не подал справку о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, исходя из которой должно быть исчислено пособие, с места работы у другого страхователя;
 
2. Работодатель может неверно исчислить средний заработок.
 
  Поскольку расчет среднего заработка производит работодатель, он может ошибиться при его исчислении, например, неправильно применив нормы законодательства и не включив в расчет пособия заработок при внутреннем совместительстве. И пособие может быть уменьшено в связи с тем, что территориальные органы ФСС производят удержания по алиментным обязательствам с сумм пособий по временной нетрудоспособности.
 
    В заключение следует отметить, что несмотря на то, что механизм осуществления выплат из ФСС законодательно очень простой, но на практике у работника могут возникнуть проблемы, связанные с неправильным определением работодателем среднего заработка, отказом ФСС в выплатах по формальным признакам и возникновением других проблем.