О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

Госзакупка есть процесс, в результате которого государство закупает в обеспечение своих потребностей товары, работы и услуги у физических и юридических лиц. Естественно в данном процессе используются общественные деньги (т.е. бюджетные средства), источниками которых являются и наши с Вами налоги. Получается, что в данный процесс вовлекается  множество заинтересованных лиц.   Прежде всего,  это те самые налогоплательщики, чьими деньгами расплачивается государство. У любого здравомыслящего  человека возникает вопрос. А какие потребности мы оплачиваем? А кого привлекают  для исполнения заказов? А кому, в конце концов,  достается тот самый  «кусок пирога», гарантирующий стабильное существование и развитие бизнеса?

Государство пытается  сделать систему госзакупок понятной и прозрачной.

Президент ставит задачу: каждый бюджетный рубль должен приносить максимально возможный экономический и социальный эффект. Один из десяти тезисов бюджетного послания – совершенствование системы госзакупок. 

Сейчас практикуется три вида закупок: запрос котировок, конкурс и аукцион. Первые два потихоньку уходят в прошлое. Запрос котировок (фактически прайс-листов) осуществляется только для лотов стоимостью не выше 500 тысяч рублей, а конкурсы проводятся только в случае "сложных" закупок по определенным видам товаров (оборонка, высокие технологии, наука). Вся остальная масса федеральных, муниципальных и региональных госзаказов переведена на электронные торги и размещается на электронных торговых площадках. Переход к электронным аукционам новое направление реформы Законодательства. Специалисты отмечают множество положительных моментов: исключается сговор между участниками размещения заказа, сговор между заказчиком и участником. До тех пор, пока не определен победитель, ни заказчик, ни участники не знают, кто участвует в аукционе; существенно расширяются возможности регионов. Предпринимателю для участия в конкуре никуда не надо выезжать, резко повышается доступность информации. Создан единый сайт, на котором размещаются все государственные заказы.

            И тем, не менее вопросов, по-прежнему,  не меньше. Чтобы выиграть тендер, придется изучить закон о размещении заказов, состоящий из 65 статей, или нанять профессионального юриста, который хорошо его знает. Чтобы получить электронную цифровую подпись (для участия в электронных торгах), необходимо внести некоторую сумму, которая может быть очень даже актуальна для малого бизнеса. По-прежнему,  остаются проблемы «формирования начальной цены», четкой формулировки технического задания.  Для малого бизнеса опять же актуален  вопрос о привлечении средств, для исполнения заказов.

            Ну и,  наконец,  самый главный момент заключается в том, что со стороны государства, часто просто отсутствуют конкретно заинтересованные, компетентные лица.

Вот и получается, ищем того самого лучшего и надежного партнера для достойного соотношения цены и качества, а получаем заинтересованного предпринимателя, который готов давать «откаты». Велик соблазн и для «однодневок», поучаствовать в «освоении» бюджетных средств. А если к этому добавить проблему, связанную с контролем результатов, по уже исполненным контрактам, получаем то, что имеем в настоящее время: Разработан неплохой Закон. Продекларированы цели и задачи. А общественность и специалисты обсуждают проблемы коррумпированности и «нечестных аукционов». В общем, есть о чем задуматься и куда совершенствоваться.