Школа – новые механизмы финансирования

     "Государство должно оплачивать весь процесс образования, содержание, ремонт школы, а также оборудования", - Премьер-министр РФ Владимир Путин. С чего начинаются взаимоотношения учителя и ученика в условиях рыночной экономики? Правильно, с финансов. И здесь так же действуют законы «эффективных менеджеров» и лояльных подчиненных. Понятно, что в подчинении - ученик. И степень лояльности определяется степенью безропотности, с которой его законный представитель, то есть родитель,  улучшает экономические показатели учебного заведения.

     А вы думаете легко пополнять школьный бюджет? Это раньше было так: сбрасываемся на летний ремонт школы и точка. Сейчас же при сборе средств учитываются и юридические и финансовые, и даже психологические моменты. Начиналось все с малого. Как-то в 90-х из школьных библиотек перестали выдавать учебники. Вроде как библиотечный фонд обветшал, да и ученики портят имущество и т.п. Родители стали бегать по книжным базам.

     Появился спрос, появилась и организация процесса. Постепенно вошли в «обязаловку» только учебники новой редакции, то есть свеженапечатанные. Издательства быстро сориентировались, и учителя стали требовать на занятия учебники конкретного издательства. Помнится, знакомые должны были купить пособие по физике, которое вообще не напечатали. Интересно, откуда преподаватель знала, что только оно самое полезное, если даже не имела возможности с ним ознакомиться?

Далее, рынок фактически поглотил гигант «ученической индустрии» издательство «Прогресс». Именно его руководство  горячо поддержало введение новых «иезуитских» образовательных стандартов. Еще бы, какой объем учебной и методической литературы будет переиздан!

 Кроме прочего, новые учебники должны быть помечены специальными знаками, подтверждающими якобы санитарно-гигиеническую безопасность, а на деле гарантирующими сбыт продукции исключительно монополистом. Если на парте проверка найдет пособие без маркировки, на школу будет наложен штраф. Вот это заказ -на каждый учебник вполне можно наценить еще половину стоимости. А это по приблизительным подсчетам более 10 млрд. руб.

А что с «черной кассой» в школах? Может она есть, а может, и нет, утверждать нельзя, но догадываться никто не запрещает.

     Двадцатилетие беззакония в этом направлении успешно преодолено. Это раньше наивные учителя, собирали взносы по тетрадке, и еще ставили там свои подписи  в получении денег. Потом стало понятно, что это нецивилизованно. В муниципальных образованиях стали создаваться НОУ (негосударственные образовательные учреждения). Они выдавали классным руководителям корешки квитанций, а те их обменивали на деньги родителей.

     Потом и эту деятельность признали незаконной, а рекомендовали при школах создавать попечительские советы. И эта проблема решаема. Директор школы учреждает ООО «Попечительский совет школы № …». И денежные средства перечисляются на счет организации. И тут опять прокуроры выявили нарушения. Оказывается, собирать деньги на свой счет может быть квалифицированно как мошенничество или даже вымогательство.

     Тут, наконец, был подключен механизм «эффективного менеджмента», по типу госзакупок.  Покупаем по завышенным ценам. Что? Форму, например.

     Во что должен быть одет ребенок. Думается, прежде всего, в одежду из натуральных материалов, удобную и которая к лицу. В магазинах средней ценовой категории вполне можно приобрести комплект их хлопковой рубашки, полушерстяного джемпера и полушерстяных брюк за 1,5 тысячи.

Однако, практически все школы ввели униформу. Невероятных цветов и фасонов «шедевры» из синтетики обходятся в среднем по 3 тысячи. И это учитывая тот факт, что при оптовом заказе и тканях низкого качества цена должна снижаться как минимум на треть.

«Эффективность» оптовых закупок школьной формы по приблизительным подсчетам  - 1,5 млн. руб. на школу в год. Все юридически чисто. По закону школа не обязана обеспечивать учащихся одеждой. Родители сами приобретают данный товар. А что бы, как говориться, стимулировать потребителя, учителям и нужны психологические навыки.

     Папам и мамам внушают, мол, проблемы общества и начинаются с отсутствия формы. Сначала ребенок своевольно одевается, а дальше это вообще чуть ли не до наркомании может дело дойти. Затем учитель демонстрирует картинки гладко прилизанных хорошистов в серых мешковатых платьицах или костюмчиках. И ненавязчиво предлагается закупить эти чудесные образцы всем классом.

     Неплохая статья доходов и по охране школы, которая за исключением Москвы, платная. Обычно собирают по тысяче с ученика, то есть по 1 млн. в год на школу. При этом вся охрана состоит из двух пенсионеров, дежурящих по-очереди. Не дороговато?

     Новаторские идеи внедряются и в плане ремонта школы. Например, папе на безвозмездной основе предлагается оборудовать компьютерный класс: принять и проверить оборудование, провести электрическую разводку, собрать компьютерные столы, отладить программное обеспечение. А иначе, ну сами понимаете, у вас класс выпускной...

     При этом долгими вечерами, проводимыми в будущем компьютерном классе, папу терзают сомнения: а не профинансирован ли данный проект из бюджета, а где же деньги, который перечислил на него спонсор, он же сам об этом говорил на школьной линейке?

     Небольшие школьные денежки, видимо, и не слишком маленькие. Если уж господин Чубайс тук как тут, со своим чудо - планшетом для замены бумажных учебников. Пока он рекламировал новый проект премьеру, ориентировочная цена изделия возросла вдвое. Если с каждого родителя, да сразу тысяч по 20,  это цифра получается, сопоставимая с доходами бывшего РАО ЕС.

     И смотрит веснушчатый первоклашка на нас, взрослых, и верит нам. Так и мы его не подведем в глазах школы - оплатим, посодействуем, отработаем бескорыстно. Все-таки ребенок дороже, правда?