Ввоз товаров из Белоруссии и Казахстана-2017: полное руководство для бухгалтера

Ввоз товаров из Белоруссии и Казахстана имеет особенности в части налогообложения и предоставления отчетности. На практике у бухгалтеров встречаются трудности в оформлении документов и при налогообложении при поступлении. В статье поможем разобраться в различных вопросов.

1. Таможенный союз

Подписанный в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) объединил Республику Беларусь, Республику Казахстан, Республику Армения, Кыргызскую Республику и Россию. В рамках договора о ЕАЭС и существует Таможенный союз.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции государств — членов Союза, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, на территории действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной.

Иными словами, страны объединены в единую таможенную территорию Таможенного Союза.

В рамках Таможенного Союза функционирует внутренний рынок товаров,  осуществляется единое таможенное регулирование, осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного) (ст. 25 договора о ЕАЭС).

2. Обложение НДС товаров из Белоруссии и Казахстана

Мы уже упомянули, что не требует уплаты таможенных платежей (таможенных пошлин, сборов, ввозного (таможенного) НДС) продукция, товары и услуги привезенные из республик Беларусь и Казахстан.

Вместе с тем, обложение НДС при перемещении товаров, работ и услуг между территориями государств-участников договора не исчезло, но преобразовано  в другую форму.

Это касается НДС при ввозе товаров из Белоруссии. По правилам приложения №18 к договору о ЕАЭС суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.

Импортный НДС уплачивается налогоплательщиком  и администрируется  налоговым органом одного государства: того, на территорию которого импортирован товар. Это позволяет его встроить в единую цепочку уплаты НДС до конечного потребителя. А налогоплательщику реализовать свои праве на применение налоговых вычетов, в том числе по НДС, уплаченному при импорте товаров с территории других государств-участников договора о ЕАЭС. При этом приоритетом при исчислении НДС обладает не внутреннее налоговое законодательство государств-участников ЕАЭС, а сам договор о ЕАЭС.

Плательщиком НДС при вывозе товаров из Белоруссии в Россию признается российский импортер. При этом, не имеет значение место постановки на учет поставщика товаров и вид договора. Например, приведенное правило действует:

Если Белорусский поставщик поставляет товары Российскому, и право собственности на товар переходит к Российскому покупателю на территории Белоруссии, или на территории России;

Если Белорусский поставщик реализует товары через комиссионера, агента, или поверенного Российскому покупателю;

Если Белорусский поставщик реализует товары Российскому, а отгрузка совершается из Казахстана в Россию;

Если товары импортируются по договору российского покупателя с иностранным поставщиком (государства не участника ЕАЭС), а отгрузка производится с территории Белоруссии в Россию.

Во всех перечисленных случаях, по правилам пункта 13 Приложения №18 к договору о ЕАЭС, плательщиком НДС при импорте в Россию неизменно будет собственник товара-российский импортер, и взимание НДС вправе осуществить только Российский налоговый орган.

Итак, при ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это список, приведенный в статье 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

 Уплата НДС и подача налоговой декларации при импорте между государствами ЕАЭС взаимосвязаны и имеют особенности.

3. Сроки, ставки, цены

Налоговая база по НДС по операциям импорта товаров определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (пункт 14 Приложения №18 к договору о ЕАЭС). Вместе с тем, приоритет и ориентир отдан внутреннему налоговому законодательству государства-места импорта: но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары.

При определении стоимости товаров договор о ЕАЭС использует сходный со статьей 40 НК РФ подход по определению цены – для налогообложения используется цена указанная сторонами в договоре, пока не доказано иное, считается, что цена является рыночной.

Важно помнить! Российские налоговые органы отработали процедуры доказывания занижения цены в сделках, в том числе через недобросовестных контрагентов, эффективно устанавливают факты взаимозависимости между участниками сделок и могут определить налоговую базу по НДС как рыночную стоимость товара и доначислить организации-импортеру  НДС, пени и штраф.

Импорт товаров из Белоруссии в Россию облагается НДС по общим правилам для импорта товаров между странами-участниками договора о ЕАЭС, учитывая правила договора о законодательстве «земли» импортера.

Суммы НДС при импорте товаров исчисляются импортером по налоговым ставкам НДС, установленным в государстве, куда осуществлен импорт.

При поставках товаров из Белоруссии в Россию российский импортер для исчисления НДС применяет налоговые ставки, установленные статьей 164 НК: 10 и 18 %. Пониженная 10-процентная ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 18%.

 На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из указанных республик уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02 июля 2015 г.  № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Пока НДС не будет заплачен, таможня не выпустит товар!

4. Что нужно знать бухгалтеру о декларациях

Российским налогоплательщикам-импортерам и импортерам товаров в Казахстане, Белоруссии следует обратить внимание на особый порядок уплаты НДС и представления налоговых деклараций при импорте из стран ЕАЭС, установленный в пунктах 19 и 20 раздела 3 приложения №18 к договору о ЕАЭС.

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность налогоплательщиков НДС предоставить налоговую декларацию за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. И уплатить сумму НДС — за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

В договоре о ЕАЭС –и сроки уплаты и подачи налоговой декларации  исчисляются совершенно по иному:

Уплата НДС при импорте – не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.

Подача декларации – аналогично уплате — не позже 20-го числа, месяца, следующего за месяцем принятия импортированных товаров к учету.

Уплатить НДС необходимо до подачи налоговой декларации, поскольку выписка об уплате должны быть приложена к налоговой декларации.

Интересно! За неуплату, неполную уплату сумм НДС при импорте товаров, или несвоевременную уплату, в договоре о ЕАЭС не установлена ответственность, аналогичная штрафу за неуплату налога по статье 122 НК РФ. В то же время, при уплате НДС по импорту с просрочкой, налогоплательщик обязан уплатить пени. При выявлении просрочек налоговым органом, он вправе взыскать недоимку и пени.

5. Особенности оформления документов

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Форма декларации утверждена приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н. Она заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, то декларацию по ставке 0% составлять нет необходимости — это следует из пункта 1 порядка заполнения декларации, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11 марта 2014 года № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров данные отражаются только на титульном листе и в разделе 1, а сумма импортного налога, которая будет уплачена в бюджет, указывается в строке 030 раздела 1.

6. Документация, подтверждающая импорт

Наряду с декларацией в налоговую необходимо представить определенный пакет документов (при этом, кроме заявления о ввозе товаров, допускается направление заверенных копий):

  1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.
  2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.
  3. Транспортных и сопроводительных бумаг.
  4. Счета-фактуры.
  5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

7. Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Компании-импортеры заполняют раздел 1 заявления, внося в него данные о поставщике и покупателе, сведения о договоре и стоимости импортируемых ТМЦ. Раздел 2 заявления заполняется самими инспекторами (здесь же они проставляют свою отметку об уплате НДС). В некоторых ситуациях, например, при посредничестве, импортеру необходимо заполнить и третий раздел.

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней. Что касается экземпляров, то один из них остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру с проставленной отметкой об уплате налога. Из них один документ останется у самой компании, а 2 других передаются белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.

 

Генеральный директор ООО "Корн_Аудит" 

Корнилов Д.В.