Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?
Евгений 29 Сентября 2017

     

Добрый день, Евгений!

        С 1 июля 2017 года введены в действие изменения к Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Новеллой внесенных изменений является отмена законного права оценщиков подтверждать квалификацию оценщика документом об образовании, выданным образовательным учреждением в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Сам документ об образовании вроде бы и не отменили, однако он стал лишь «пропуском» для сдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности. Ныне сдача квалификационного экзамена подтверждается квалификационным аттестатом, срок действия которого ограничен тремя годами. По истечении трех лет, согласно внесенным изменениям, оценщик утрачивает свою квалификацию и должен заново сдавать экзамен и получать новый квалификационный аттестат. И так каждые три года. Не успел сдать экзамен до истечения трех лет, – по мнению авторов закона, в голове оценщика все знания обнуляются и он вроде как перестает адекватно соображать по линии оценки.

Право решать, насколько оценщик способен соображать в своей профессии и выдавать квалификационный аттестат, предоставлено бюджетному учреждению с громким названием и непонятным статусом – Федеральному бюджетному учреждению «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Помимо прочего, это учреждение формирует и утверждает перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена. При этом учреждению предоставлено монопольное право на приемку экзаменов и выдачу квалификационных аттестатов.

Естественно, указанное учреждение собирает и деньги за сдачу экзаменов – немного, по 6 тыс. руб. с головы за каждый экзамен. Однако, если учесть, что претерпел изменения и сам аттестат, вернее из одного аттестата родилось три аттестата: в области оценки недвижимости, движимого имущества и бизнеса; эта сумма утраивается. А может только удвоиться, поскольку из хитрого документа Минэкономразвития с необъятным названием: Приказ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ № 257 от 29 мая 2017 года «Об утверждении Порядка формирования перечня экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена в области оценочной деятельности,…», совершенно непонятно, сколько экзаменов предстоит сдавать оценщикам, то ли два, то ли три.

Судя по приказу – экзаменов два. В один экзамен объединены два аттестата в области оценки недвижимого и движимого имущества. С толку сбивает тот факт, что аттестата – три.

А почему только три? Количество и виды аттестатов в законе об оценке – это не больше чем предмет фантазий. В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих приведены название профессии и требования к квалификации:

Оценщик I категории: высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Оценщик II категории: высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, стаж работы по специальности не менее 2 - 3 лет.

Оценщик: высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области оценочной деятельности, без предъявления требований к стажу работы по специальности.

Отдельно выделена специальность «ОЦЕНЩИК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ».

Как мы видим, - вернее не видим таких специальностей как «оценщик недвижимого имущества», «оценщик движимого имущества», «оценщик бизнеса». То есть, законом об оценочной деятельности предлагается выдавать квалификационные аттестаты на несуществующие специальности. С другой стороны законом не предусмотрены квалификационные аттестаты на уже утвержденные специальности.

В квалификационном справочнике указано, что «оценщик» должен иметь дополнительное профессиональное образование. В соответствии с законом об оценочной деятельности, профессиональное обучение оценщиков осуществляется образовательными организациями высшего образования по программам магистратуры, профессиональной переподготовки, повышения квалификации.

Если смотреть на Федеральный закон «Об образовании» не в профиль, а в анфас, то мы обнаружим, что итоговая аттестация (экзамен) является частью образовательного процесса и осуществляется образовательными организациями, получившими соответствующие лицензии, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровней и (или) направленностей или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Аттестация проводится в соответствии с образовательными программами, которые реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, закон содержит определенные требования к образовательным организациям и к лицам принимающим экзамен.

Законом «Об образовании» четко регулируется порядок выдачи документов об образовании и (или) о квалификации. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке). Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения. Закон не ограничивает действие квалификационного аттестата во времени.

Законом об оценочной деятельности не предусмотрено получение особенного аттестата, кроме как подтверждение квалификации оценщика в порядке образовательного процесса. Закон не предусматривает, что организации, уполномоченные принимать экзамен и выдавать документ об образовании, то есть квалификационный аттестат, освобождаются от лицензирования в области образования, а образовательные программы, по которым производится приемка экзаменов, не подлежат аккредитации и экзамены могут проводиться по произвольным экзаменационным вопросам.

Федеральным законом «Об образовании» предусмотрено, что действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Если все же Минэкономразвития приведет свои нормативные акты в соответствие с Федеральным законом «Об образовании» и квалификационным справочником, соединит воедино образовательный процесс со сдачей экзамена и выдачей квалификационного аттестата, а выдавать квалификационный аттестат будет образовательная организация, - станет очевидным, что действующие в настоящее время дипломы о профессиональной переподготовке ничем не отличаются от дипломов, полученных после внесения изменений Федеральным законом от 02.06.2016 N 172-ФЗ и нет никаких законных оснований не признавать уже имеющиеся дипломы оценщиков.

Одновременно подвиснет в воздухе вопрос: почему действие квалификационного аттестата ограничено во времени? Эта новелла относится исключительно к закону «Об оценочной деятельности», противоречит Конституции РФ и закону «Об образовании». Более того, ограничение во времени действия документа об образовании или квалификации не находит никакого объяснения, кроме желания профинансировать за счет оценщиков деятельность какой-то сомнительной организации, учрежденной Министерством экономики.

При таких обстоятельствах стоит ли торопиться с приемкой экзаменов и повторять уже совершенные ошибки в аудиторской деятельности? Аудиторам выдано более двух тысяч нелегитимных аттестатов .

Согласно Федерального закона «Об аудиторской деятельности» квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение, сдало квалификационный экзамен.

Согласно квалификационным требованиям, аудитор должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее 3 лет или среднее профессиональное (экономическое) образование и дополнительную специальную подготовка.

Специальная подготовка – это ни что иное, как дополнительное профессиональное образование, которое завершается сдачей квалификационного экзамена и выдачей квалификационного аттестата аудитора. То есть, предусмотренная законом об аудиторской деятельности приемка квалификационного экзамена и выдача квалификационного аттестата, является частью образовательного процесса и регулируется Федеральным законом «Об образовании».

Образовательная деятельность, которая сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа об образовании или квалификации, подлежит лицензированию. Документ об образовании может выдаваться только организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Вместе с тем, закон «Об аудиторской деятельности» не освобождает эти организации от лицензирования и применения в своей деятельности Федерального закона «Об образовании». Однако, ни Единая квалификационная комиссия, ни саморегулируемые организации аудиторов не являются образовательными организациями и не имеют лицензий на образовательную деятельность.

Осуществление образовательной деятельности без лицензии является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность признается предпринимательской, и ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, если осуществляемая деятельность не связана с извлечением прибыли. А при определенных обстоятельствах может квалифицироваться как незаконное предпринимательство. Аттестаты, выданные саморегулируемыми организациями аудиторов с нарушением закона - недействительны. Как следствие аудиторы подлежат исключению из СРО, часть аудиторских организаций утратит право на ведение аудиторской деятельности, а сами СРО могут не досчитаться необходимого количества членов. Недействительными могут оказаться и аудиторские заключения, подписанные аудиторами, получившими аттестаты с нарушением закона.

 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги, возможно, ответ на интересующий Вас вопрос по налогам уже устарел.
Российское налоговое законодательство регулярно изменяется: выходят новые федеральные законы, постановления и прочие документы и акты. Наши специалисты постоянно мониторят эти изменения и разбираются в возникающих нюансах.
Если Вас интересует самая актуальная информация по вопросам налогообложения, то задайте их через сайт или напишите нам на почту info@cornaudit.ru.

Наша компания оказывает квалифицированные услуги:
Ведение бухгалтерии ООО, ОАО, ЗАО и проч.
Ведение бухгалтерии ИП
Налоговые споры
Будем рады видеть Вас среди своих клиентов.