Вчера в Госдуме состоялись парламентские слушания "Законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности российских промпредприятий". Несмотря на то что встреча не вызвала большого интереса у представителей ведомств, кроме Минпромторга, на ней резко прозвучал доклад ФТС. Заместитель председателя комитета по промышленности Валерий Драганов специально уточнял, готовы ли представители ФТС прокомментировать содержание доклада ведомства: инициативы ФТС были представлены лишь в письменной форме. К тому же датированный 6 апреля документ не был подписан, но источники "Ъ" в службе подтвердили его достоверность.

Точка зрения подчиненных главы ФТС Андрея Бельянинова на необходимые антикризисные меры во внешней торговле ранее официально практически не представлялась. Как следует из документа (п. 6 "Предложения по совершенствованию администрирования"), ФТС настаивает на существенном ужесточении внешнеторгового регулирования. Служба предлагает "повысить размер обязательной продажи экспортной валютной выручки", законодательно зафиксировать срок ее возврата в РФ и зафиксировать специфические ставки таможенных пошлин в национальной валюте — рублях.

Режим обязательной продажи валютной выручки устанавливается, согласно закону о валютном контроле, Центробанком. Инструкция ЦБ, устанавливающая последний такой норматив (10%), была отменена 27 марта 2006 года вместе с большей частью сроков возврата валютной выручки, сейчас определяемых только контрактами. Отказ от нормативов и коррекция закона о валютном контроле позволили в январе 2007 года начать завершившийся в 2008 году процесс либерализации валютного режима и превращения рубля в конвертируемую валюту. Своей нынешней инициативой ФТС, по сути, предлагает вновь ограничить конвертируемость валюты РФ.

В результате в проект рекомендаций по итогам слушаний включены лишь инициативы ФТС по переводу в рубли специфических (зафиксированных в евро или долларах США) ставок и составляющих комбинированных ставок таможенных пошлин: так, Госдума поддержала предложения ФТС Минфину и Минэкономики. "Предложения ФТС по валютной выручке — это не вчерашний, а как минимум позавчерашний день,— заявил Валерий Драганов.— На фоне других эта идея выглядит как анахронизм".

Однако среди прочих принятых по результатам слушаний инициатив сохранилось предложение изменить закон о валютном контроле — в рамках "совершенствования системы", без конкретики. Также полностью поддержаны инициативы ФТС по наделению ее полномочиями органа валютного контроля в отношении перемещаемой наличной валюты и дорожных чеков и по обязательному декларированию источников происхождения валюты. Впрочем, в документе в целом довольно много экзотики. Так, на слушаниях поддержана идея межграничных бартерных сделок без ввоза на таможенную территорию РФ встречно предлагаемых товаров, а также идея передачи ВЭБу функций поддержки зарубежных инвестиций российских холдинговых компаний.

Мер же по снижению бремени таможенного администрирования в предложениях ФТС нет, констатировала в ходе слушаний руководитель практики внешнеторгового регулирования юридической компании "ДЛА Пайпер Рус" Вильгельмина Шавшина. Впрочем, в рекомендациях ФТС напрямую говорится о желательности повышения ставок пошлин на экспорт как сырья, так и товаров с низкой степенью переработки. Снижать пошлины ФТС предлагает лишь в качестве "антикризисной" меры, Госдума и другие властные структуры снижения пошлин также не рекомендовали.