18 мая в Московской городской Думе обсуждались проекты двух федеральных законов: «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования».


Оба законопроекта были внесены в Государственную Думу Правительством РФ и в настоящий момент разосланы для обсуждения в регионы. Суть законопроектов: предлагается отменить единый социальный налог и ввести страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, а также обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Первый законопроект определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, тарифы страховых взносов, расчетный и отчетный периоды, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Предлагается с 1 января 2010 года установить следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ - 26%, Фонд социального страхования РФ - 2,9%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.
При этом для плательщиков страховых взносов - работодателей базу для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо предлагается установить в сумме, не превышающей 415 тысяч рублей. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 тысяч рублей, страховые взносы взиматься не будут. Установленную законопроектом предельную величину базы для начисления страховых взносов предлагается ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
В ходе обсуждения обоих законопроектов участники заседания - депутаты МГД, представители Московских отделений всех указанных Фондов, столичных департаментов экономической политики и развития города, социальной защиты населения, налоговых органов - высказали ряд серьезных замечаний. Несмотря на то, что переход от единого социального налога к страховым взносам с идеологической точки зрения является правильным шагом, проекты законов недостаточно продуманы.
В частности, все выступавшие сошлись во мнении, что в случае принятия этих законов значительно уменьшатся финансовые поступления в бюджет. В законопроектах недостаточно четко прописан механизм контроля за уплатой страховых взносов. Сомнения вызвал предлагаемый размер предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Название второго из рассмотренных законопроектов, по мнению участников заседания, не соответствует его содержанию: по идее это должен быть чисто технический закон - на деле же в нем предлагается внести очень существенные изменения (например, изменить порядок начисления пенсий) в более чем 40 действующих «социальных» законов.

Как сообщает пресс-центр МГД, по предложению депутатов принято следующее решение: обратиться в Московскую трехстороннюю комиссию, в Контрольно-счетную палату Москвы, в столичные общественные организации, а также в бюджетно-финансовую комиссию Мосгордумы с предложением дать свои заключения на указанные законопроекты. Только после этого будет приниматься решение о том, какого рода отзыв направлять в Государственную Думу.