Совершенствование межбюджетных отношений в РФ осуществляется в рамках реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации начиная с 1999 года. Результатами проведения соответствующих мероприятий явилось создание законодательной базы разграничения расходных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, закрепление доходов за соответствующими бюджетами на постоянной основе в целях обеспечения их расходных обязательств, достигнут высокий уровень прозрачности межбюджетных отношений. Действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики стали субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам на конкурсной основе в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса.

В условиях экономического кризиса субъекты РФ столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов. В этой связи определены задачи, на решение которых необходимо направить усилия в ближайшие годы, в том числе: установление особенностей организации бюджетного процесса в условиях экономического кризиса; создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах РФ и муниципальных образованиях; корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органам государственной власти субъектов РФ предписано осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджетов субъектов РФ к сложившейся экономической ситуации. К числу таких мер отнесено, в частности: подготовка прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике; оперативная корректировка бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных; осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации; поддержка значимых для региона отраслей экономики.

Согласно Концепции одной из превентивных антикризисных мер может являться предусмотренное законодательством право формирования фондов финансовых резервов органами государственной власти субъектов РФ. Требование об обязательном формировании таких фондов может быть установлено в отношении субъектов РФ с моноотраслевой структурой экономики, поступления доходов в бюджеты которых могут значительно сократиться при ухудшении экономической конъюнктуры.

Установлено также, что в целях повышения открытости бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях следует установить требования об обязательном обнародовании органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления отчетов о достигнутых результатах за истекший финансовый год, характеризующих достижение поставленных целей, а также о задачах, требующих решения в очередном финансовом году.