Банк "Русский стандарт" и ХКФ-банк пошли дальше всех в стремлении сократить операционные расходы — теперь их клиенты должны самостоятельно оплачивать почтовые уведомления о состоянии своих счетов.

Это позволит банкам сократить издержки, которые с начала кризиса уже оптимизированы более чем на четверть. Однако перекладывание на клиентов расходов за уведомления по счетам может обернуться для банков повышенным вниманием госрегуляторов, предупреждают эксперты.

С октября "Русский стандарт" отменяет бесплатную почтовую рассылку выписок о состоянии счета для своих клиентов. Информацию о зачислениях на их счета, списаниях, начисленных штрафах заемщики теперь будут получать платно — в пресс-службе банка сообщили, что "стоимость услуги будет дифференцирована", однако в call-центре банка "Ъ" ответили, что плата составит 15 рублей в месяц. Желающие могут получать выписки бесплатно по электронной почте. Ближайший конкурент "Русского стандарта" — ХКФ-банк ввел плату за извещения по кредитным картам с 16 июня, она составляет 15 рублей в месяц. "Плата была введена для возмещения расходов банка в связи с кризисом,— объяснили "Ъ" в пресс-службе ХКФ-банка.— 15 рублей необходимо для окупаемости почтовых расходов, сам банк ничего на этом не зарабатывает". В "Русском стандарте" свое решение объясняют тем, что "банк делает акцент на использовании технологичных сервисов".

Экономия на рассылке извещений позволит банкам существенно сократить расходы. Клиентская база ХКФ-банка насчитывает 16 млн человек, активных "карточных" клиентов среди них на конец первого квартала было около 2 млн (всего выпущенных карт — около 10 млн). Таким образом, ХКФ-банку удастся сэкономить на почтовых расходах около 30 млн рублей в месяц. У "Русского стандарта" экономия может составить свыше 100 млн рублей в месяц, учитывая более широкую клиентскую базу (около 25 млн человек).

С начала кризиса российским банкам удалось сократить операционные расходы почти на треть, отмечает аналитик банка "Траст" Юрий Тулинов. У "Русского стандарта", например, операционные расходы по итогам первого полугодия к аналогичному периоду 2008 года сократились на 26%.

Среди участников рынка пока нет готовых последовать примеру лидеров рынка потребительского кредитования. "Расходы на информирование существенны, однако как минимум один бесплатный и доступный всем способ информирования должен сохраняться",— сообщили в пресс-службе ВТБ 24. В Сбербанке клиент может получить выписку либо по электронной почте, либо бесплатно в отделении банка. В Альфа-банке в связи с кризисом почтовые расходы банка также были оптимизированы, но клиентских выписок о состоянии счета это не коснулось, говорит заместитель руководителя блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Илья Зибарев. В Ситибанке бумажные выписки направляют "карточным" клиентам, которые не подписались на рассылку по электронной почте, объясняет начальник департамента кредитных продуктов Ситибанка Селим Эргоз. Показательно, что в Ситибанке, работающем в гораздо более высоком клиентском сегменте, чем "Русский стандарт" или ХКФ-банк, только 40% клиентов предпочли электронные выписки, при этом они тоже имеют право при необходимости бесплатно заказать бумажную.

Получать информацию по счетам через интернет не составит проблем для заемщиков, поскольку основная часть клиентов — городское население, пенсионеров среди них почти нет, уверяют и в "Русском стандарте", и в ХКФ-банке. "Банки лукавят",— указывает глава КонФОП Дмитрий Янин. "Это заемщики, которые брали кредит на утюг,— говорит он.— Довольно бедный срез населения, есть среди них и пенсионеры. И мы неоднократно получали от них жалобы". Электронную почту нельзя считать надлежащим способом уведомления банковских клиентов, считает он. "Впрочем, это предмет для исследований Роспотребнадзора и ФАС",— оговаривается господин Янин.

Между тем регуляторы неоднократно поднимали вопрос об информировании клиентов банками. "Когда на рынке проблемы, издержки переносятся на плечи потребителей, это общепринятая практика,— говорит замглавы ФАС Андрей Кашеваров.— Чтобы урегулировать вопрос, надо принять законодательные изменения. Однако пока рынок и регуляторы не пришли к консолидированному мнению". Сама ФАС считает, что этот вопрос находится в компетенции Роспотребнадзора.

"В таких ограничениях усматриваются признаки нарушений,— считает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко.— Но надо изучать договоры банков. Если там не предусматривалось, что за почтовое отправление платит клиент, то это нарушение". Жалоб от заемщиков пока не поступало, говорит он.