В отличие от стадии проекта, теперь власти решили, что "визит" может быть и дистанционным. Кроме того, относительно проекта повышена частота плановых проверок, при этом убраны основания для внеплановых. Кабмин утвердил свое постановление с положением о ВККР аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит ОЗХС, со стороны Федерального казначейства – недавно мы сообщали о соответствующем проекте. При этом принятое положение отличается от первоначальной версии проекта.

Данный нормативный акт понадобился во исполнение сравнительно нового закона 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ", который частично вступил в силу с 1 июля. Постановление – в полном объеме тоже. Кстати, оно не одиноко – кабмин заодно наштамповал кучу подобных положений для различных отраслей экономики.

Прописано отнесение аудиторских организаций к четырем группам риска, причем, зависеть результат будет от значимости аудируемых лиц. Но в случае наступления негативных событий вокруг самой аудиторской организации ее классификацию по риску могут ухудшить (список таких событий приводится в приложении к документу). Также оговорены профилактические мероприятия:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

профилактический визит.

Обязательный профилактический визит будет проводиться в отношении аудиторской организации, впервые приступающей к обязательному аудиту (это будет однократный визит), а также в отношении аудиторской организации, отнесенной к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (визиты не чаще раза в год и не реже, чем раз в три года). Длительность визита – не более одного рабочего дня.

Визит, как ни парадоксально, может быть и дистанционным – по видео-конференц-связи. Этого, кстати, в проекте не было. Реальный визит также будет сводиться к профилактической беседе, то есть – никакого контроля во время визита, вроде бы, не предусмотрено.

И, конечно же, положение оговаривает документарные и выездные (и те, и те – плановые и внеплановые) проверки. В отличие от проекта, принятый вариант положения не содержит перечня оснований для внеплановой проверки.

Частота плановых проверок будет зависеть от группы риска:

чрезвычайно высокий – один раз в год;

высокий – один раз в два года;

средний – один раз в три года.

Эта и предыдущая частоты по сравнению с проектом увеличены – тогда власти планировали проверять раз в 5 лет среднюю категорию и раз в три года – высокую; низкий – никогда (постановление от 25 июня 2021 года № 1009). В этой связи свои разъяснения выпустил и Минфин – об этом расскажем отдельно в другом тексте. Ведомство выделило некоторые не совсем очевидные нюансы.

Напомним, что в отношении ВККР действует еще два подзаконных акта: административный регламент казначейства, приказ ФК 27н о котором вступил в силу с нового года; положение о принципах ВККР, утвержденное приказом Минфина 97н летом прошлого года.