В декабре сотрудники компаний пребывают в праздничном настроении: они в предвкушении новогоднего корпоратива. А вот бухгалтеру не до веселья, для него настала сложная пора. Головной боли добавляет вопрос: «Как учесть расходы на корпоративное мероприятие?». Мы поможем Вам на него ответить, чтобы Вы больше не переживали, и смогли спокойно начать подготовку к Новому году.
Плохой вариант
Все бухгалтера не любят корпоративы, поскольку расходы на проведение веселого праздника нельзя учесть в налоговом учете. Ведь фактически производственный характер при проведении корпоратива отсутствует.
А вот в бухгалтерском учете расходы будут учтены в полном объеме.
В этой связи возникают постоянная разница и, соответственно, постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).
Приведем пример.
Пример. Компания затратила 1 000 000 рублей на проведение корпоратива. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки.
Дебет | Кредит | Сумм | Содержание операции |
91/2 | 60 | 1 000 000 | Отражена стоимость по проведению корпоративных мероприятий |
19 | 60 | 180 000 | Отражена сумма НДС |
91/2 | 19 | 180 000 | Сумма НДС списана в состав прочих расходов |
60 | 51 | 1 180 000 | Оплачены услуги сторонних организаций по организации корпоратива |
99 | 68 | 236 000 | Отражено постоянное налоговое обязательство |
Как видим, в расходах учесть затраты не получится.
Кроме того, есть риски, связанные с необходимостью уплаты НДФЛ. Так, в Письме Минфина России от 03.04.2013 N 03-04-05/6-333 указано, что при проведении организацией корпоративных праздничных мероприятий сотрудники организации могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 НК РФ, а организация, проводящая корпоративные мероприятия, должна выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 НК РФ. В этих целях организация должна принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками.
Однако если возможность персонифицировать расходы отсутствует, то начислять налог не нужно. Такие выводы были сделаны Минфином в Письмах от 30.01.2013 N 03-04-06/6-29, от 06.03.2013 N 03-04-06/6715, от 15.04.2008 N 03-04-06-01/86.
Документами, необходимыми для проведения корпоратива в данном случае будут являться:
- договор с компанией, осуществляющей корпоратив;
- акт приемки-передачи работ;
- приказ руководителя.
Но поскольку расходы нельзя учесть, многие бухгалтера идут на хитрости.
Проведение тимбилдинга
Тимбилдинг - это построение команды. Как правило, он проводится в виде корпоративного мероприятия с выездом на природу. При этом в рамках мероприятий по тимбилдингу моделируются разные рабочие ситуации, строятся взаимоотношения между сотрудниками, устраивается обучение или «мозговой штурм». Кроме того, в рамках тимбилдинга может предоставляться питание сотрудникам.
В договорных отношениях данные мероприятия оформляются в качестве проведения корпоративного тренинга.
Однако в этом случае придется доказывать свою правоту в судебном порядке. Ведь компании, которые проводят тимбилдинг, не имеют образовательной лицензии, а спортивно-развлекательные мероприятия компания не может учесть в расходах.
Но тем не менее в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 09АП-8089/2009-АК (Постановлением ФАС Московского округа от 24.09.2009 N КА-А40/9145-09 оставлено без изменений) налоговикам не удалось доказать, что затраты по проведению корпоративных тренингов не учитываются в целях обложения по гл. 25 НК РФ. Аналогичное решение принято ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.07.2009 N А56-17976/2008.
Если компания выбрала данный вариант для учета расходов необходимо подготовить экономическое обоснование, в котором необходимо указать четко, какую экономическую целесообразность получит компания от проведения подобного мероприятия. Такие же основания целесообразно указать в приказе руководства.
Но этот рискованный способ не является единственным способом учета расходов на проведение корпоратива.
Проведение представительских мероприятий
Представительские расходы связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Исходить нужно из трех основных принципов учета представительских расходов:
- официальность проводимого мероприятия;
- экономическая обоснованность производимых расходов;
- документальное подтверждение понесенных расходов.
К представительским расходам относятся:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах,
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно,
- буфетное обслуживание во время переговоров.
Следует помнить, что представительские расходы являются нормируемыми. Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Вместе с тем, в случае проведения корпоратива и учета его в качестве представительских мероприятий, следует также учитывать возможность судебных споров.
Некоторым компаниям удавалось в судебном порядке отстоять возможность учета затрат на корпоративное мероприятие в составе представительских расходов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 N А56-17976/2008 (Определением от 30.11.2009 N ВАС-15476/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Следует обратить внимание, что в вышеуказанном решении, компания предприняла следующие меры:
- в документах компания оформила корпоративное мероприятие как подведение итогов года;
- компания пригласила партнеров компании по бизнесу;
- компания оформила первичные документы и протокол официального мероприятия.
Организация должна оформить ряд документов, служащих для подтверждения представительских расходов. Таковыми могут являться:
- приказ руководителя для подтверждения расходов на указанные цели;
- смета и отчет по проведенному представительскому мероприятию с отражением цели;
- а также первичные подтверждающие документы.
Для подтверждения официального статуса проводимого представительского мероприятия организации возможно понадобится оформить дополнительные документы:
- программа (план) мероприятия (здесь важно указать цель, место и сроки его проведения);
- список официальных лиц, принимающих участие в мероприятии, как со стороны приглашенных партнеров, так и со стороны самой организации (такой список может быть включен в приказ о проведении мероприятия или/и в программу этого мероприятия);
- отчет (акт) по результатам проведенного мероприятия, утвержденный руководителем организации (с указанием сумм фактически произведенных расходов).
Положительным аспектом является тот факт, что компании могут учесть в расходах расходы на алкоголь. В расходах на организацию официальной встречи с клиентами по обсуждению вопросов по заключению договоров учитываются в том числе затраты на приобретение спиртных напитков (Письмо Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176).
Однако в данном варианте есть и минусы. Если проведенное мероприятие (ужин в ресторане) не носит официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение на нем деловых переговоров, расходы по его проведению не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675).
Проведение рекламных мероприятий
Следует учитывать, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В связи с тем, что корпоративные мероприятия рассчитаны на определенный круг ли, то учесть их будет проблематично. Соответствующие разъяснения дает и Минфин (Письма Минфина от 11.09.2006 N 03-03-04/2/206, от 20.12.2006 N 03-03-04/1/430, УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72985).
Вместе с тем, в некоторых случаях суды признают правомерными подобные расходы, поскольку они направлены на поддержание сотрудничества с действующими крупными клиентами путем ознакомления их с новыми услугами фирмы, результатами работы и динамикой развития организации (Определение ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. N ВАС-15476/09).
Говоря о документальном подтверждении расходов
"оправдывающими" первичными документами могут быть:
- акты, подписанные организацией и рекламным агентством;
- договоры с контрагентами;
- сметы.
Некоторые компании используют совсем необычные способы.
Выплата премии для организации корпоратива
Некоторые компании используют сосем нестандартные решения. Например, компания выплачивает сотруднику производственную премию. Сотрудники, участвующие в корпоративе, в дальнейшем вносят премию в кассу предприятия для организации мероприятия. Те же, кто не участвует в корпоративе, просто используют средства по своему усмотрению.
Однако и в этом случае может возникнуть судебный спор.
Все дело в том, что компании нужно доказать производственный характер премии.
В противном случае, по мнению Минфина, признать в расходах премии нельзя, так как они не относятся к выплатам стимулирующего характера и не связаны с производственными результатами работника (Письма Минфина России от 22.02.2011 N 03-03-06/4/12, от 16.11.2007 N 03-04-06-02/208).
Вместе с тем, суды могут придерживаться другой позиции. Большинство судов считают, что премии к праздничным датам все же носят стимулирующий характер (например, Постановления ФАС Московского округа от 17.06.2009 N КА-А40/4234-09 по делу N А40-17745/08-80-41, ФАС Центрального округа от 15.09.2006 по делу N А64-1004/06-11).
В качестве подтверждающих первичных документов могут использоваться:
- планы и отчеты о выполненной работе;
- положение о премировании или коллективный договор;
- трудовые договоры;
- приказы руководителей или генерального директора.
Но если компания выплатила премии сотрудникам, то в этом случае не нужно забывать, что они будут облагаться НДФЛ и страховыми взносами. Доход работника для исчисления с него НДФЛ вам следует определять нарастающим итогом с начала года (п. 3 ст. 226 НК РФ). В сумму дохода, в частности, включается оплата труда, начисленная за данный период (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. п. 2, 3 ст. 226 НК РФ). Организации, производящие физическим лицам выплаты и иные вознаграждения, являются плательщиками страховых взносов на основании пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ. Из содержания ст. ст. 15, 16, 56, 57, 129, 135, 191 ТК РФ следует, что разовые премии связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и носят стимулирующий характер, поэтому являются элементами оплаты труда, получаемой в рамках трудовых отношений. Значит, спорные выплаты относятся к объекту обложения страховыми взносами и подлежат включению в базу для их начисления (Постановление ВАС РФ от 25.06.2013 N 215/13).
В заключение следует отметить, что самым безопасным вариантом будет не учитывать расходы на корпоратив для целей налогообложения, в противном случае, придется доказывать истину в суде.