Далеко не каждый бизнес, как показывает практика, приносит прибыль на начальном этапе осуществления предпринимательской деятельности. Кто-то терпит убытки. Кто-то имеет минимальный доход. Возьмем в качестве примера организацию на УСН «Доходы минус расходы». Она работает календарный год, балансируя на грани убыточности. По его итогам упрощенец сдает декларацию и получает требование из ИФНС о предоставлении пояснений по расходам либо корректировке данных в отчете в сторону увеличения налога. Почему так происходит и что делать?

Что нужно ИФНС?

Задача налоговой – проверка правильности налоговых расчетов, выявление злоупотреблений. С ее решением инспекторы справляются на отлично. По статистике, указанные выше требования проходят примерно 85–90% упрощенцев, раньше или позже. ИФНС ждет от налогоплательщика подтверждения расходов. Последние должны быть подкреплены первичной документацией, соответствующей нормативным требованиям, и отражены в учете. Подтвержденные расходы уменьшают налоговую базу. Если по каким-то операциям отсутствует первичка, ИФНС заставит пересчитывать налог и доплачивать в бюджет.

Важный момент: на камеральную проверку у инспекторов есть 3 месяца после получения декларации по УСН. Если срок не соблюден, налогоплательщик вправе проигнорировать требования и указать налоговику на нарушение установленного порядка. В остальных случаях придется давать пояснения, обосновывать расходы и объяснять убытки.

Как общаться с налоговиками и что делать с декларацией?

Алгоритм ответа на требования ИФНС прост:

1. Проверьте бухгалтерскую первичку за отчетный период. Убедитесь в том, что имеются в наличии договоры, акты, счета-фактуры, ТОРГ-12 по расчетам с поставщиками. Выдавали сотрудникам средства под отчет? Проверьте наличие чеков, квитанций, ПКО: сумма должна сходиться до копейки. Не забудьте о том, что снятие наличных с корпоративных карт налоговики тоже могут отследить. Позаботьтесь о подтверждении расходов.

2. Если указанные выше требования были соблюдены, не нужно корректировать декларацию для увеличения налога. Предоставьте налоговикам документы, подтверждающие расходы, и укажите в письме-пояснении на правомерность заявленного убытка. Способы передачи документов стандартные: лично в руки инспектору, почтой, с использованием ЭДО.

3. Показываете убыток в течение двух и более лет? Выездная налоговая проверка – вопрос времени. Позаботьтесь о качестве документов. Приведите в порядок бухгалтерскую первичку, подтверждающую расходы, проверьте учредительную документацию. Не забудьте о кадровом учете (он ведется в обязательном порядке, если в компании есть сотрудники). Также приведите в порядок бухгалтерскую базу.

4. Нет документов, подтверждающих отдельные расходы? Документы есть, но оформлены с нарушением нормативных требований, а исправить первичку возможность отсутствует? В ответ на требование налоговой внесите изменения в декларацию. Уберите из расхода сделки, по которым нет документов или имеются некорректные счета, накладные и т.п. Увы, в таком случае доначисления налога не избежать. Отдельно стоит отметить важность подтверждения поступлений. Если на счет компании вносились личные средства для покрытия расходов, проследите, чтобы в банковских выписках было указано соответствующее назначение платежа. Оно отсутствует? Запросите в банке уточнение назначения платежа и только после этого отправляйте подтверждающие документы в налоговую.