Единая аттестационная комиссия (ЕАК) провела пробный квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора по новой модели, которая начнёт действовать с 31 марта 2020 года. Специалисты крупных российских и международных аудиторских компаний прошли тестирование и письменный экзамен, соответствующие базовому и основному уровням новой модели квалификационного экзамена. По итогам пробных испытаний аудиторы поделились своим мнением, рассказав о плюсах и минусах новых правил.

Практикоориентированность и разнообразие тем

В модуле «Основы аудиторской деятельности» базового уровня экзамена понравилась практикоориентированность задач. Вопросы сформированы в разных форматах и описывают ситуации, которые могут встретиться аудитору в ходе работы. Ситуативные вопросы (практические) были представлены в равной пропорции с теоретическими вопросами на знание МСА. Также понравилось разнообразие тем и то, что они выглядят релевантными для профессии аудитора, охватывают Трудовой и Гражданский Кодексы РФ.

В модуле «Основы налогового законодательства РФ» тесты направлены на проверку различных сфер знаний: НДС, НДФЛ, виды федеральных налогов. В данном модуле встретилось больше вопросов, которые требовали четкого знания теории, а также затрагивали неординарные ситуации аудиторской практики. Также возникли некоторые сложности с пониманием формулировок вопросов – не всегда было сразу понятно, что от тебя требуется.

По налогам самые сложные вопросы

Вопросы составлены грамотно и, в целом, были по сложности сопоставимы с текущим тестом ЕАК (50 вопросов по дисциплинам). Несмотря на то, что на первом этапе новой модели квалификационного экзамена проходной балл будет 60%, получить эти 60% будет отнюдь не легче, чем 86% в текущем формате. По содержанию вопросы оказались ожидаемыми. Требовался не очень глубокий уровень погружения в подробности изучаемой темы. Формулировка вопросов, как и было заявлено на установочных лекциях, требовала сосредоточенности, так как можно было неправильно понять вопрос и ошибиться. Для успешной сдачи надо просто не суетиться.

По налогам были самые сложные вопросы. Например, в тесты вынесены исключения и ставки по налогам, нормирование налогов.

Задания с «подводными камнями»

Отдельно хочется выделить тест по бухгалтерскому учету – большой охват по темам и вопросам, задания и ответы грамотно подобраны, поэтому с пониманием задачи не возникало проблем. Некоторые сложности вызвал тест по налогообложению – много заданий с акцентом на мелочи. Каждую дисциплину можно сдавать отдельно Формулировки вопросов-ответов были ясны.

Наиболее сложным оказался модуль «Основы налогового законодательства РФ», так как требует в основном теоретических знаний и знаний законодательства. По остальным областям вопросы показались достаточно простыми, включающими в себя базовый материал. Особенно здорово, что каждую дисциплину можно сдавать отдельно.

К минусам можно отнести наличие вопросов, дублирующих специфические нюансы кодексов (например, в налогах).

Новый экзамен – уход от лотереи

Экзамен по праву достаточно сложный. Некоторые вопросы углубляются в тонкости, не связанные с ординарными ситуациями аудиторской деятельности. В целом, новый формат экзамена требует умения владеть правовыми актами на высоком уровне и правильно их применять. Но наизусть помнить такое количество нормативной базы очень сложно. Понравилось, что экзамен основан на разных темах и с помощью этого мы уходим от лотереи – кандидат может выучить всего один билет, он ему попадется, и он сдаст экзамен без знания материала. Сейчас же, с одной стороны такая ситуация невозможна и, с другой стороны, те, кто хорошо разбирается в предмете, но недоучили 1-2 темы, тоже смогут сдать экзамен.

При этом времени на ответ было слишком много, если знаешь, что писать. Однако ситуационные задачи требуют больше времени, чем предоставлено, в связи с большим количеством подпунктов и необходимостью записывать ответы в табличной форме. Радует, что появятся адекватные проходные баллы. Понравилось и то, что ЕАК стремится сделать экзамен более ориентированным на практику.

Как пояснили в ЕАК, проведение пробных экзаменов по базовому и основному уровням нового квалификационного экзамена, в которых приняли участие сотрудники представленных в России крупных аудиторских компаний, позволило получить обратную связь и использовать полученные результаты для дальнейшей разработки заданий с учетом мнения профессионального сообщества.