В данной статье рассматривается вопрос о том, какие из принимаемых мер заявлены как необходимые малому бизнесу, и какие требуются де-факто.

Формирование понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП) во всех странах строится на числовых показателях. Характеристика находится в зависимости от количества сотрудников, размера доходов, доли участия других компаний в юридическом лице. Это критерии, которые дают основания причислить лицо к субъекту МСП, и соответственно получить льготы, пользоваться поддержкой. Но остается открытым вопрос насколько поддержка, оказываемая государством, увеличивает количество субъектов МСП, укрепляет их положение на рынке и дает возможность развиваться.

Основная проблема малого и среднего бизнеса, которая проявила себя, в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, спровоцировавшей глубокий кризис для предпринимателей, может быть обозначена - как возможность решать и концентрироваться только на краткосрочных задачах. Большинство малых и средних предприятий не нацелены на формирование резервного фонда или выстраивание долгосрочной стратегии. По словам главы Торгово-промышленной палаты (также - ТПП) России Сергея Катырина: «По оценке экспертов, под угрозой закрытия сейчас находится порядка 3 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, потерять работу могут 8,6 млн. человек» (необходимо отметить, что информация была размещена в марте 2020 года)1.

На сайте mos.ru имеются статистические данные, которые позволяют выявить, в каких видах деятельности занято наибольшее количество средних предприятий в 2017 – 2018 годах: лидирует оптовая, розничная торговля и ремонт автотранспортных средств (34 - 36 % к общему итогу); на втором месте обрабатывающее производство (около 14 %); на третьем - несколько видов – строительство, научная, техническая деятельность (около 10 %). Иные виды деятельности в отношении к общему итогу составляют менее 10 % в 2017 и 2018 годах.

По факту скольким предпринимателям положена финансовая и иного рода поддержка в период коронавируса. На данный момент нет возможности оперировать статистикой. Главная особенность некрупного бизнеса с маленьким оборотом в том, что он способен не обанкротиться, только если он работает! Сам по себе такой бизнес по большей части не относится к непрерывно действующим предприятиям. Так как в России на первом месте торговля и ремонт транспорта среди видов деятельности, характерных для малого и среднего бизнеса, то соответственно главное, в чем нуждается эта сфера – клиенты. После приостановки деятельности, возникает необходимость погасить задолженность перед бюджетом, а во время простоя все еще есть обязанность по уплате заработной платы работникам. Выполнив требования Правительства РФ и Трудового законодательства РФ большинство предприятий обрекает себя на закрытие.

Согласно исследованию «Сберданные» субъекты МСП обеспечивают четверть рабочих мест в России2. И это достаточный показатель, чтобы сохранить возможности для работы таковых предприятий.

Какие меры приняты за последнее время для субъектов МСП:

 - Льготное кредитование.

Программа финансирования под 0 %. Соглашение уже подписано с 14 банками. Как основание ее проведения можно обозначить - Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости»3. Проходит сбор заявок от кредитных организаций и по программе отсрочки по кредитам – из 26 заявленных банков соглашения с ведомством заключили уже 8 (расчетная сумма кредитов составляет около 75 млрд. рублей)4. Банк освобождает предпринимателей от уплаты 67% платежей по процентам, а также предоставляет отсрочку на уплату платежей по основному долгу5.

Программа льготного кредитования субъектов МСП была разработана еще в январе этого года. Она подразумевает расширение доступа к кредитам. Изменения были внесены в Постановление Правительства Российской Федерации (далее также – РФ) от 30 декабря 2018 г. № 17646. Заключается программа в рефинансировании кредита и введении нового вида кредита «на развитие предпринимательской деятельности», по которому предприниматель может получить кредит в размере до 10 млн. рублей на срок до 5 лет по льготной ставке, не превышающей 9,95 процента годовых; распространяется программа и на самозанятых.

 - Снижен размер страховых взносов7. Хотя когда нет клиентов, и отсутствуют доходы, данная мера не имеет абсолютно никакого практического значения.

 - Отсрочка для малого и среднего бизнеса платежей за арендуемые у государства объекты собственности8.

 - Введение невозможности банкротства компаний в течение 6 месяцев начиная с 3 апреля9.

 - Отсрочка по уплате налогов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»). Однако, данные меры применимы не ко всем субъектам МСП, а лишь к тем отраслям, которые наиболее пострадали в период пандемии10.

Уполномоченным по правам предпринимателей был также озвучен ряд мер Президенту, которые он считает важными для бизнеса.

Речь о следующих предложениях11:

расширение списка отраслей, пострадавших от распространения инфекции – предлагается дополнить розничной и оптовой торговлей непродовольственными товарами. Однако, стоит включить всю торговлю (вне зависимости от вида товара), так как субъекты МСП в этой сфере преобладают, как ранее отмечалось, и даже если они работают с продовольственными товарами им сейчас необходима поддержка. Есть информация, что предложение Бориса Титова принято во внимание Президентом (внесены изменения в перечень пострадавших отраслей)12.

Также уполномоченный по правам предпринимателей предлагает меры, действительно значимые в условиях сложившийся ситуации. К ним можно отнести:

упрощение доступа для субъектов МСП к госконтрактам;

право на выбор одного из двух вариантов («по отгрузке» либо «по оплате») и устанавливать дату определения налоговой базы по НДС;

полное освобождение от налогов для предприятий МСП на специальных режимах налогообложения как минимум на три года.

Последняя мера достаточно спорная. Для субъектов МСП, которые на общем режиме налогообложения бремя гораздо выше, но их не предлагают освободить от обязанности. Отсрочка, предоставленная государством, не может сыграть решающей роли в сохранении бизнеса. Помимо того, специальными режимами могут воспользоваться только микропредприятия, отсутствие доходов, если учесть, что большинство из них работает в сфере продаж и обслуживания, итак гарантирует уплату налогов в минимальном размере. Среди мер поддержки следовало рассмотреть возможность перевода большего количества субъектов на УСН (то есть речь идет о внесении изменений в НК РФ).

Отдельно необходимо сказать, что существуют меры поддержки и в фондах, таким как Технопарк «Сколково», Фонд Содействия инновациям, к примеру, которые также предоставляют инвестиции и развивают стартапы, но специализируются они не на субъектах МСП, а на тех, кто занимается инновационной деятельностью. Тем не менее, это не отменяет возможность получения помощи МСП.

Правильнее всего определить меры поддержки необходимые малому бизнесу можно исходя из опроса самих его представителей. Аналитический центр НАФИ опубликовал результаты исследования о влиянии пандемии коронавируса на российский бизнес13. Ознакомившись с данным опросом можно заключить, что, во-первых, предприниматели настроены негативно и считают, что пандемия, вызванная коронавирусом, повредит экономике очень сильно, во-вторых, считают, что ситуация нормализуется через год.

Малый бизнес ощутил последствия кризиса наиболее ярко и, что важно, 79 % опрошенных заявили о необходимости поддержки со стороны государства. Конечно, большинство знают о принимаемых мерах со стороны Правительства. Но какая поддержка требуется малому бизнесу, исходя из его мнения, в первую очередь: 66% опрошенных заявили, что это отсрочка по уплате налогов и их отмена, и лишь на второе место выходит финансовая поддержка от государства. Именно отмена части налогов для малого бизнеса или представление возможности пользоваться льготными режимами может существенно улучшить положение пострадавших предпринимателей и организаций.

Интересно, что государство приняло в первую очередь те меры, которые названы опрошенными лишь в конце как предпочтительные: отменило проверки, устроило кредитные каникулы, снизило страховые взносы, устроило арендные каникулы (таких мер потребовали менее 20 % опрошенных).

Нельзя не согласится с тем, что огромную роль в создании ниши для субъектов МСП играют именно меры, принимаемые внутри субъекта РФ. Именно поэтому важно менять ситуацию с тем, что предприниматели не знают о возможностях, которые обеспечивают им дополнительные гарантии (большинство опрошенных заявили, что не знают о реализуемых мерах поддержки в субъекте РФ), доступ на рынок на региональном уровне. Обеспечение возможности участия в госзакупках, развитие дистанционной торговли, а также развитие несетевой торговли (на этапе разработки планов застройки, и.т.д.) – вот приоритетные задачи, которые должны быть выполнены на местном уровне. Объём закупок крупнейших заказчиков у субъектов МСП составил 2 трлн. 520 млрд. рублей, плановое значение было 1 трлн. рублей14.

Со стороны налоговых органов основной мерой поддержки является снижение давления на субъектов МСП. Речь не только о налоговых проверках, всевозможные комиссии также оказывают влияние на деятельность организации, а невозможность прибегнуть к квалифицированной юридической помощи вызывает трудности в ежедневной работе. Руководитель на малом предприятии выполняет различные виды деятельности, и избыточность требований, запросов, вызовов блокируют порой производственный процесс.

Кроме того из-за некоторой несогласованности действий, множество предпринимателей просто не смогли получить и не получают меры поддержки по формальным основаниям. При непредставлении в налоговые органы отчётной информации либо за квартал, либо за месяц субъекты малого или среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели, исключаются из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, ФНС формирует сведения о среднесписочной численности раз в год, причем направляя ее для работы иным органам 10 августа следующего года.

Исходя из анализа проводимых мер поддержки, необходимо сконцентрировать внимание на двух наиболее явных проблемах. Первая, несоответствие проводимых мер, тем которые хотят видеть субъекты МСП, а это как мы можем заключить не финансовая поддержка, а снижение давления и налогового бремени. Вторая, отсутствие возможности получить своевременную информацию о самих проводимых мерах. Данная проблема может быть решена путем создания единого координирующего центра, с наделением его на законодательном уровне необходимыми полномочиями, и созданием сдерживающей системы.

1 См.: ТПП направила Белоусову предложения для пакета мер правительства по поддержке МСП. URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/experts/comments/351145/

2 См.: URL: https://tass.ru/msp/6689099

3 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости». // СПС КонсультантПлюс

4 См.: URL: https://economy.gov.ru

5 См.: Законопроект № 842224-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». // СПС КонсультантПлюс

6 См.: Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке» // СПС КонсультантПлюс

7 Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс

8 См.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества». // СПС КонсультантПлюс

9 См.: Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». // СПС КонсультантПлюс

10 См.: Постановление от 03.04.2020 № 434. // URL: http://static.government.ru/media/files/CGHHI9UNm6PFNfn2X2rdgVW9fo757i7A.pdf

11 См.: URL: http://ombudsmanbiz.ru

12 URL: http://government.ru/news/39528/

13См.: «Российский бизнес и коронавирус. Часть 1. Предприниматели о влиянии эпидемии на их бизнес и о потребности в господдержке». // URL: https://nafi.ru

14 См.: http://government.ru/news/38310/#babich2