Автономные учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность, нередко несут расходы на рекламу такой деятельности. Естественно, в подобной ситуации возникает вопрос: можно ли затраты на рекламу учесть в расходах при расчете налога на прибыль?

Забегая вперед, отметим, что можно, в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ даже предусмотрена специальная норма. Однако есть ряд нюансов, которые следует иметь в виду при включении данных расходов в расчет облагаемой базы. Каких? Узнаете из данной статьи.

Нюанс первый: некоторые виды расходов на рекламу нормируются

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль к прочим расходам относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи. Из пункта 4 следует, что порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые. Ненормируемые расходы на рекламу учитываются при исчислении налога на прибыль в полном объеме.

К ним относятся:

затраты на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино– и видеообслуживании;

расходы на световую и иную наружную рекламу;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

затраты на изготовление брошюр и каталогов о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, о самой организации;

уценка товаров, потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Все остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым и учитываются при исчислении налога в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (без учета НДС и акцизов) за отчетный (налоговый) период, в котором они были произведены.

Нюанс второй: распространяемая информация должна отвечать понятию рекламы

Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ:

распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами;

адресуется неопределенному кругу лиц;

направлена на привлечение внимания к объекту, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Хотелось бы ознакомить читателей с разъяснениями по поводу применения этой нормы, которые давала Федеральная антимонопольная служба в Письме от 20.06.2018 № АД/45557/18. В частности, ФАС рассматривала вопрос, является ли рекламой информация о возможности приобретения определенных товаров/услуг ограниченным кругом лиц (например, клиентами компании).

Она отметила, что в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

При этом реклама может иметь целевую аудиторию, к которой относятся некие лица, для которых в первую очередь предназначена такая информация. Однако направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации. Если рекламная информация представляет интерес и доступна также иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Таким образом, квалификация информации как рекламы либо иного рода информации зависит от совокупности направленности и содержания сведений, приведенных в такой информации.

Обратите внимание: по мнению специалистов ФАС, если информация отвечает признакам рекламы и, имея некую целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала, прохожие определенной территории), формирует интерес у неопределенного круга лиц, соответственно, выходит за пределы своей целевой аудитории, такая информация является рекламой и подпадает под регулирование Закона о рекламе.

Нюанс третий: не стоит забывать про положения ст. 252 НК РФ

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются только те затраты налогоплательщика, которые соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ:

документально подтверждены;

экономически оправданы;

направлены на получение дохода.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Такими документами являются договоры на производство, размещение и распространение рекламы, акты выполненных работ, отчеты исполнителей о проделанной работе, графики выходов рекламы, иные подобные документы. Напомним, что в обязанности налогоплательщика входит обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих осуществление расходов, в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если учреждение приобретает рекламные услуги через агентов по агентскому договору, ему необходимо учесть следующее. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ). Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ).

Если принципал через агента приобретает услуги, то в налоговом учете принципала на основании отчета агента и документов, представленных агентом в качестве доказательств его расходов, отражаются соответствующие затраты на приобретение услуг и (или) расходы, учитываемые согласно НК РФ. При организации агентом рекламной кампании учреждение включит в расходы:

договорную стоимость услуг и работ рекламного характера;

сумму дополнительных расходов (без НДС), возмещаемых агенту;

сумму комиссионного вознаграждения.

При применении метода начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Еще один нюанс: в арбитражной практике появился новый подход к отражению расходов на рекламу на транспорте

В списке ненормируемых (а значит, учитываемых в полном объеме) расходов содержатся расходы на наружную рекламу. Согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы осуществляется с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта.

Если реклама размещена на общественном транспорте, относятся ли расходы на ее производство к нормируемым?

Минфин считает, что реклама, размещенная на транспорте, не относится к наружной, поэтому расходы на такую рекламу должны нормироваться (см. Письмо от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334). Год назад в арбитражной практике была изложена позиция, что расходы на рекламу, размещаемую на наземном общественном транспорте, не нормируются (см. Определение ВС РФ от 30.05.2019 № 305-ЭС19-4394). Суть дела заключалась в следующем.

Организация отразила в расходах затраты на размещение рекламных материалов (баннеров) в троллейбусах. Налоговики не приняли затраты в полном объеме, посчитав, что они должны нормироваться. АС МО поддержал налоговиков, отметив: услуги относятся к услугам на рекламу на транспортных средствах, их нельзя отнести к услугам на наружную рекламу. По его мнению, ключевым моментом здесь было то, что согласно п. 1 ст. 19 Закона о рекламе наружная реклама размещается на рекламных конструкциях стабильного территориального размещения, к которым транспортные средства не относятся.

Однако арбитры ВС РФ встали на сторону налогоплательщика, указав: в гл. 25 НК РФ отсутствуют положения, которые позволили бы сделать вывод о том, что воля законодателя направлена на ограничение возможности признания для целей налогообложения расходов на распространение рекламных материалов только в связи с тем, что местом их размещения выступают не стационарные объекты (например, остановочные павильоны наземного общественного транспорта), а транспортные средства (трамваи, троллейбусы, автобусы и т. п.). Такого рода дифференциация возможности вычета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозяйствующих субъектов.

В статьях 19 и 20 Закона о рекламе установлены лишь отдельные особенности распространения рекламы. При этом с учетом того, что данный закон не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленные в нем различия в составе ограничений, действующих при распространении рекламы с использованием стационарных рекламных конструкций и с использованием транспортных средств, не должны рассматриваться как имеющие значение для налогообложения прибыли при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.

* * * Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания относятся к прочим расходам, с учетом положений п. 4 данной статьи.

Порядок учета расходов на рекламу зависит от вида рекламных расходов – нормируемые или ненормируемые.

Ненормируемые учитываются в полном объеме, нормируемые – в размере, не превышающем 1% выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором были произведены.

По мнению высших арбитров, расходы на рекламу, размещаемую на наземном транспорте, можно отнести к ненормируемым.

Информацию о том или ином объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает условиям, указанным в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

При признании рекламных расходов необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к расходам п. 1 ст. 252 НК РФ.

Расходы должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и направлены на получение дохода.