Что понимается под национальной системой прослеживаемости товаров? Кто является уполномоченным органом, контролирующим данную систему? Какие обязанности возникают у налогоплательщиков в связи с ее введением? Ответы – в нашем материале.

Новая информационная система

Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»,вступивший в силу 09.11.2020, разработан во исполнение абз. 5 п. 2 Поручения Председателя Правительства РФ от 13.02.2020 № ММ-П14-821. Закон направлен на создание национальной системы прослеживаемости товаров (НСПТ), предусмотренной Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019, ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ).

Под прослеживаемостью понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации указанного соглашения. НСПТ – это информационная система государства – члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС), обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров.

Уполномоченным органом в сфере прослеживаемости товаров в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, стала ФНС (Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен ст. 6.2). Служба осуществляет следующие полномочия:

создание, внедрение и сопровождение НСПТ;

сбор, учет, хранение и обработка сведений, включаемых в НСПТ;

обмен сведениями между НСПТ и иными государственными информационными системами;

контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, и критерии, применяемые при отборе отдельных видов товаров для включения в указанный перечень, утверждаются Правительством РФ.

Новая обязанность налогоплательщиков

Статья 23 НК РФ дополнена п. 2.3, согласно которому налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Обратите внимание: изменения, внесенные Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ в НК РФ, вступают в силу 01.07.2021.

Новые основания для истребования документов при камеральной проверке

Статья 88 НК РФ дополнена п. 8.9, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика п. 2 ст. 80 НК РФ, гл. 21 НК РФ и гл. 26.2 НК РФ, или налоговой декларации, обязанность по представлению которой возложена на налогоплательщика гл. 26.1 НК РФ (за исключением декларации, представленной налогоплательщиком, не имеющим права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или не использующим указанное право), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком согласно п. 2 ст. 80 НК РФ и гл. 26.1 НК РФ и гл. 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

При этом налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении указанных несоответствий, если такие документы ранее представлялись в налоговый орган в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Доступ на территорию налогоплательщика

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица теперь возможен и при проведении камеральной проверки в случаях, установленных п. 8.9 ст. 88 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в ст. 91 НК РФ.

Осмотр территорий и помещений налогоплательщика

Осмотр территорий и помещений налогоплательщика теперь будет возможен также в случаях, установленных п. 8.9 ст. 88 НК РФ. Соответствующие поправки внесены в ст. 92 НК РФ.

Счет-фактура: дополнительные реквизиты

В статью 169 НК РФ внесен ряд норм, касающихся порядка выставления счетов-фактур при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости. В частности, согласно новым п. 1.1 и 1.2 ст. 169 НК РФ при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные счета-фактуры, выставляются в электронной форме, за исключением случаев:

реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также плательщикам налога на профессиональный доход;

реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС. Организации и (или) индивидуальные предприниматели при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. При этом лица, не являющиеся плательщиками НДС, и налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не могут заключить соглашение о несоставлении счетов-фактур при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Внесены дополнения и уточнения в п. 5 и 5.2 ст. 169 НК РФ, в которых указаны реквизиты счета-фактуры и корректировочного счета-фактуры, а именно теперь в счете-фактуре должны быть отражены в том числе:

номер платежно-расчетного документа в случае получения оплаты, частичной оплаты или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реквизиты, позволяющие идентифицировать документ об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав;

дополнительно к наименованию поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) и единицам измерения (при возможности ее указания) будет указываться порядковый номер записи поставляемых (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

вместо номера таможенной декларации – регистрационный номер декларации на товары, который проставляется в отношении товаров, страной происхождения которых не являются государства – члены ЕАЭС. Кроме того, перечень реквизитов счета-фактуры дополнен пп. 16 – 18 п. 5 ст. 169 НК РФ – сведения, предусмотренные ими, указываются в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости:

регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;

количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости;

количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости. Аналогичные дополнения внесены в п. 5.2 ст. 169 НК РФ в отношении заполнения корректировочного счета-фактуры. Кроме того, реквизиты корректировочного счета-фактуры дополнены новым пунктом, в котором нужно указывать страну происхождения товара. При этом ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, а также неуказание (неверное указание) в счете-фактуре сведений, установленных пп. 16 –18 п. 5 ст. 169 НК РФ, теперь не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

* * * Приняты и вступили в силу законодательные нормы, направленные на создание НСПТ. Уполномоченным органом в сфере прослеживаемости товаров стала ФНС. 01.07.2021 начнут действовать поправки к НК РФ, внесенные в связи с созданием НСПТ. В частности, у налогоплательщиков появится новая обязанность по представлению в налоговый орган отчетов об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые будут установлены Правительством РФ. Помимо этого, у налоговых органов появятся новые основания для истребования документов при камеральных проверках, а также для доступа на территорию налогоплательщика и осмотра его помещений. Кроме того, счета-фактуры дополнены новыми реквизитами.