I. Налог на прибыль

1. Возврат к обычным правилам перехода на уплату авансов по фактической прибыли.

Напомним, что в связи с принятием Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ, в п.3 ст.286 НК РФ были внесены изменения, которые позволили налогоплательщику уплачивать в 2020 году только квартальные платежи по налогу на прибыль при условии не превышения доходов от реализации в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал по итогам отчетного периода.

С 1-го января 2021 года данные правила утратят силу, и предельный порог доходов от реализации для уплаты квартальных платежей вновь вернется к 15 млн. руб. Организациям, которые воспользовались указанной в законе № 121-ФЗ возможностью, для перехода на уплату налога по фактической прибыли или к другому способу уплаты платежей необходимо подать уведомление о переходе не позднее 31 декабря 2020 года, предшествующего году, в котором планируете такой переход.

В уведомлении необходимо будет указать выбранный способ уплаты авансовых платежей. При сохранении способа уплаты налога в виде квартального платежа, налогоплательщикам, у которых сумма реализации в 2021 году превысит лимит в 15 млн. рублей, необходимо будет рассчитывать и уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала. Подавать уведомление в налоговый орган при этом не нужно.

2. Новая форма декларации по налогу на прибыль

В сентябре 2020 года ФНС России опубликовал приказ, которым вносятся изменения в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на прибыль. Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

Были внесены изменения: В штрих-коды указываемые на титульном листе декларации; для налогоплательщиков заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также для организаций резидентов территории опережающего социально-экономического развития в Листе 02 «Расчет налога» появились дополнительные поля для заполнения, Коды строк 352- 359; Приложение № 2 к налоговой декларации будут заполнять только налогоплательщики заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений.

Сведения о доходах физического лица от операций с ценными бумагами в Приложении 2 больше указывать не нужно; Приложение № 4 к Листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" и Приложение № 5 к Листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения" дополнены новыми кодами налогоплательщиков; Приложение № 7 к Листу 01 "Расчет инвестиционного налогового вычета", Раздел А Приложения дополнен дополнительным полем с кодом 017 для расходов предусмотренных п.2 ст.286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» НК РФ; Раздел В дополнен новым полем с кодом 024 для расходов предусмотренных п.3 ст.286.1 НК РФ; в Листе 04 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации" добавлен код вида дохода: доходы полученные акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации (код 09); в Листе 08 "Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку" изменен штрих-код; в Приложении N 2 к налоговой декларации появился еще один вид корректировки: по результатам взаимосогласительной процедуры.

3. Изменились правила применения инвестиционного налогового вычета

Федеральными законами от 09.11.2020 № 368-Ф и от 23.11.2020 № 374-ФЗ были внесены изменения в порядок применения инвестиционного налогового вычета. С 1-го января 2021 года разрешено переносить на следующие налоговые периоды не только неиспользованный остаток инвестиционного налогового вычета в уменьшение платежей в бюджет субъекта РФ, но и расходы уменьшающие платежи в Федеральный бюджет. Доходы от продажи основного средства, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, можно уменьшить на остаточную стоимость ОС соответствующую части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет.

Если налогоплательщик понес расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС, в отношении которого ранее был применен инвестиционный налоговый вычет и понесенные расходы произошли после окончания использования налогоплательщиком права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта, то по указанным расходам допускается начисление амортизации. Также с 2021 года в полномочия субъектов РФ вошло право на утверждение возможности применения инвестиционного налогового вычета в данном субъекте в отношении НИОКР, его предельный размер, категорию налогоплательщиков, которым предоставляется такое право и виды разработок.

4. Изменились правила заполнения путевого листа транспортного средства.

В октябре 2020 был опубликован Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", которым ведомство утвердило порядок заполнения и обязательные реквизиты документа. Приказом в частности закреплено правило о заполнении путевого листа при любом использовании транспортного средства, вне зависимости от вида и особенностей перевозки. Кроме того появился новый реквизит – «сведения о перевозке», который включает в себя информацию о видах сообщения и видах перевозок. Дополнительно, кроме модели транспортного средства, нужно будет указывать марку транспортного средства и прицепа.

Должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС в путевом листе должны будут проставляться: дата и время выпуска транспортного средства на линию; дата и время возвращения ТС; дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС. Данные заверяются подписью и инициалами ответственного лица и отметкой «выпуск на линию разрешен».

5. Компании IT отраслей смогут применять пониженные ставки по налогу на прибыль.

С 01.01.2021 вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ, согласно которым для российских организаций, осуществляющих деятельность: в области информационных технологий; по разработке и реализации разработанных ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора; по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники); по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, базы данных; по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Налоговая ставка устанавливается в следующем размере: Федеральный бюджет – 3 %; Бюджет субъектов РФ – 0%. Указанные ставки применяются при одновременном соблюдении российскими организациями условий установленных в пунктах 1.15 и 1.16 ст.284 НК РФ. При этом оплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2021 года производится в размере ежемесячного авансового платежа произведенного в 4 квартале 2020 года (Письмо Минфина России от 17.11.2020 № 03-03-06/1/99926).

II. НДС

1. Новая форма декларации по НДС

Отчитаться за 4 квартал 2020 года нужно будет обновленной формой декларации. В сентябре 2020 ФНС России внес изменения в ранее изданный Приказ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (Приказ от 19.08.2020 № ЕД-7-3/591@). Изменения касаются налогоплательщиков, заключивших с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также налогоплательщиков IT-отрасли и организаций, передавших в собственность государства недвижимость для организации и проведения научных исследований в Антарктике.

Внесены также изменения в электронные форматы налоговой декларации, сведений из книги покупок, книги продаж, журнала учета выставленных счетов-фактур, журнала учета полученных счетов-фактур.

2. Реализация прав на программы для ЭВМ и базы данных не облагается НДС только при условии включениях их в единый российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

С 1-го января 2021 года в редакции ФЗ № 265-ФЗ изложен пп.26.п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Таким образом, если программное обеспечение и базы данных не перечислены в указанном реестре, организация должна исчислять и уплачивать НДС с операций по передаче прав на них.

3. Входящий НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для реализации программ для ЭВМ и баз данных не на территории РФ, можно принимать к вычету.

Согласно новой редакции статей 170 и 171 НК, внесенными ФЗ № 374-ФЗ, при реализации программ для ЭВМ и баз данных, указанных в пп.26 п.2 ст.149 НК не на территории РФ, НДС по приобретенным рекламным и маркетинговым услугам для такой реализации, можно принимать к вычету.

4. Организации банкроты не будут платить НДС с текущей хозяйственной деятельности

В октябре 2020 года опубликован Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ, который вносит изменения в главу 21 НК РФ в части освобождения от НДС операций организаций признанных несостоятельными. В соответствии с новой редакцией, с 01.01.2021 года не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе осуществления хозяйственной деятельности после признания должников в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами). В предыдущей редакции не облагались НДС только операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников.

5. Нарушение контрольных соотношений станет поводом для признания сданной декларации не предоставленной.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ, с 2021 года в случае обнаружения налоговым органом несоответствия показателей представленной декларации по НДС контрольным соотношениям, такая налоговая декларация считается не представленной. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения налоговой декларации, направляет налогоплательщику об этом уведомление. В пятидневный срок налогоплательщик обязан представить налоговую декларацию, в которой устранены несоответствия контрольным соотношениям, в этом случае декларация будет признана сданной той датой, которой было отправлена первая декларация.

6. Пояснения в ходе камеральной проверки должны быть представлены только в электронном виде установленного формата.

С 1-го июля 2021 года, устанавливаются требования к предоставлению пояснений в ходе камеральной проверки. Пояснения в электронном виде нужно будет подавать строго по установленному формату, в противном случае, пояснения будут считаться не предоставленными. Налогоплательщиков в этом случае могут оштрафовать за неисполнение обязанности по предоставлению пояснений. Изменения внесены Федеральным законом от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ

7. Новые отчеты и документы по прослеживаемым товарам.

С июля 2021 года для организаций совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, устанавливается обязанность представлять отчёты и документы о таких операциях в налоговый орган. Федеральным законом, опубликованным 09.11.2020 г. № 371-ФЗ в НК РФ внесены изменения, устанавливающие такую обязанность налогоплательщиков. Кроме того, в счетах-фактурах появятся новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости; количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости; количество прослеживаемого товара. Выставлять счета-фактуры, в том числе и корректировочные нужно будет в электронном виде. За исключением случаев, когда товар реализуется самозанятым или физическим лицам не для предпринимательских целей, при реэкспорте, а также при реализации и перемещении прослеживаемых товаров из РФ на территорию других государств ЕАЭС. Согласно Федеральному закону в случаях, когда ИФНС выявит несоответствие между декларацией по НДС (Единой Упрощенной Декларацией) и отчетом об операциях с прослеживаемыми товарами, то инспекция сможет истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, которые относятся к операциям с прослеживаемыми товарами. Документы могут быть запрошены, даже если расхождения выявлены между отчетами об операциях разных налогоплательщиков.

Перечень прослеживаемых товаров утвержден Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807, однако действует данный перечень только в рамках пилотного проекта заканчивающегося 31.12.2020 г.

8. Налоговые органы будут уведомлять налогоплательщика о предстоящей блокировке счетов в банке.

Уведомление о приостановке операций по банковским счетам с 1 июля 2021 года налоговые органы будут высылать не позднее 14 дней со дня принятия решения о блокировке. При этом счета будут заморожены по истечении 20 рабочих дней со дня отправки уведомления. Такие правила установлены Федеральным законом от 09.11.2020 № 368-ФЗ.

III. Налог на имущество

1. Новая форма декларации по налогу на имущество за 2020 год

Отчетность по налогу на имущество за 2020 год нужно будет сдавать по новой форме. Формат утвержден Приказом ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@. Обновление формы обусловлено несколькими причинами.

Прежде всего, в связи с появлением новой категории налогоплательщиков, для которых перенесены сроки уплаты налога (авансовых платежей по нему) в течение 2020 года в рамках мер по поддержке экономики из-за распространения COVID-19, для них расширился перечень кодов налоговых льгот. Для лиц заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений в декларацию добавлен признак исчисления налога таким лицом.

2. Если кадастровая стоимость имущества не определена на начало года, то расчет необходимо производить по среднегодовой стоимости.

Если кадастровая стоимость имущества указанного в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 не определена на начало года, то определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данных объектов недвижимого имущества осуществляются по среднегодовой стоимости (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Ранее, согласно разъяснениям Минфина, налог по такому имуществу не исчислялся и не уплачивался (Письмо от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799).

3. Применение измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости может производиться в текущем и прошлых периодах, только если вследствие изменений установлена его рыночная стоимость. В связи с изменениями, внесенными в Главу 30 НК РФ федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости. Для остальных случаев изменения кадастровой стоимости, применение таких изменений для предыдущего и текущего налогового периода не предусмотрено, если иное не предусмотрено законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки. Например, если это указано в Федеральном законе от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

IV. Транспортный и земельный налоги.

1. Отчетность по транспортному и земельному налогу сдавать не нужно, но заплатить налоги нужно будет в срок.

С 2021 года не нужно будет сдавать отчетность по транспортному и земельному налогам. Однако оплатить указанные налоги нужно в будет в срок (не позднее 1-го марта за 2020 год и не позднее конца следующего за отчетным месяца аванс). Учитывая, что налоговые органы могут направлять налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в сроки от десяти дней до полугода от даты составления Сообщения об исчисленной сумме налога, налогоплательщики вправе обратиться в налоговые органы за информацией об актуализации сведений ЕГРН.

При этом налоговым органам поручено принять исчерпывающие меры по рассмотрению таких обращений (письма ФНС России от 10.01.2020 N БС-4-21/72@, от 16.01.2020 N БС-4-21/452@).