Законодатели решили внести уточнения в порядок предоставления льгот по НДФЛ. С этой целью принят Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ, он опубликован на портале www.pravo.gov.ru 17.06.2019 и в целом вступил в силу с этой даты. Однако основные положения закона в соответствии с принятым порядком начнут действовать с начала налогового периода по налогу, в данном случае НДФЛ. Для него налоговым периодом является календарный год. То есть фактически новшества будут действовать с 01.01.2020. Уточнены освобождаемые от обложения НДФЛ гарантии и компенсации Существенной ревизии оказался подвергнут п. 1 ст. 217 НК РФ: в него включены положения из п. 3 данной статьи, в свою очередь, утратившего силу. Обе нормы в настоящее время содержат перечни гарантий и компенсаций, установленных законодательно, которые освобождаются от НДФЛ. В связи с этим надо сказать, что толчок к начальной разработке законопроекта, ставшего Федеральным законом № 147-ФЗ, дало Постановление КС РФ от 31.05.2018 № 22-П. Оно касалось довольно узкой проблемы – исчисления НДФЛ при предоставлении военнослужащим денежной компенсации в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Суд установил, что п. 1 ст. 217 НК РФ относит к доходам, освобождаемым от НДФЛ, государственные пособия, иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, а п. 3 той же статьи выделяет круг компенсационных выплат, связанных с осуществлением трудовой (служебной) деятельности, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (государственного служащего). Арбитры пришли к выводу, что при определении видов доходов, подлежащих освобождению от обложения данным налогом, федеральный законодатель, используя такие понятия, как «государственные пособия», «выплаты», «компенсации», «компенсационные выплаты», не уточнил их содержание и отраслевую принадлежность и не учел, что в действующем законодательстве наряду с термином «государственные пособия» применяется термин «пособия», а термины «выплаты», «компенсации», «компенсационные выплаты» встречаются в правовых нормах различной отраслевой принадлежности в разном значении. Кроме того, действующее законодательство не содержит системной классификации выплат и компенсаций, назначаемых лицам, признаваемым государством нуждающимися в силу состояния здоровья, возраста, особого статуса и других обстоятельств в повышенной социальной защите, притом что большинство подобных выплат и компенсаций, предоставляемых гражданам за счет бюджетных ассигнований, по своему характеру относится к мерам социальной поддержки. Судьи решили, что законодателям следует внести в ст. 217 НК РФ системные изменения, ликвидирующие неясности, связанные с изложенными противоречиями, что депутаты и постарались выполнить. Что сделали законодатели? В пункте 1 ст. 217 НК РФ речь по-прежнему будет идти о государственных пособиях, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком). Сейчас специально подчеркивается, что к не подлежащим налогообложению относятся пособия по безработице, беременности и родам. Впредь этого уточнения не будет, но, действительно, его можно считать избыточным: правомерность освобождения от обложения НДФЛ таких пособий очевидна. В пункте 1 ст. 217 НК РФ в действующей редакции названы не облагаемыми налогом и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Теперь вместо этого в данном пункте будут приведены положения нынешнего п. 3 этой статьи. В нем говорится обо всех видах компенсационных выплат, предусмотренных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с определенными обстоятельствами. Однако будут и некоторые отличия от действующей редакции п. 3 ст. 217 НК РФ. Так, сейчас освобождаются от обложения НДФЛ названные компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Данное освобождение в части коммунальных услуг касается и их бесплатного предоставления, и денежного возмещения. А с 01.01.2020 оно будет относиться только к возмещению расходов на оплату коммунальных услуг (то есть производимых самим налогоплательщиком), но зато появится специальное указание о том, что освобождение распространяется на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. По-прежнему освобождается от обложения НДФЛ большая часть компенсаций, связанных с увольнением, сохраняются несколько исключений из этого правила. Примечательно, что из числа исключений удалена компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. То есть с 01.01.2020 она на общих правах освобождается от обложения НДФЛ (это сказано прямо), если рассчитана в размерах, не превышающих величину, установленную законодательно. Обратите внимание: в абзаце 10 п. 3 ст. 217 НК РФ в действующей редакции говорится об освобождении от НДФЛ возмещения иных расходов (если такое возмещение предусмотрено законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления). С 01.01.2020 в названном пункте не упоминаются иные расходы, а от НДФЛ освобождаются конкретные расходы, перечисленные в п. 1 ст. 217 НК РФ. Новый вид освобождаемой от НДФЛ компенсации – оплата работодателем своим сотрудникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимости проезда неработающих членов семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ. Как и в настоящее время, от обложения НДФЛ будут освобождаться все указанные компенсации, связанные с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Правда, есть небольшое уточнение. Сейчас в их числе выделено возмещение командировочных расходов. В новой редакции нормы речь пойдет о компенсациях при направлении в служебную командировку. Можно предположить, что в таком изложении норма станет трактоваться шире и будет распространяться не только на непосредственно командировочные расходы, но и на некие связанные с командировкой. К сведению: работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации (п. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749)). Отметим, что теперь содержание п. 1 ст. 217 НК РФ будет существенно отличаться от пп. 1 и 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, в которой перечисляются выплаты и вознаграждения физическим лицам, освобождаемые от обложения страховыми взносами. До сих пор (то есть до 01.01.2020) они оставались практически идентичными, что упрощало учет для налогоплательщиков и налоговое администрирование для налоговиков. Надеемся, что до конца 2019 года в ст. 422 НК РФ будут внесены необходимые поправки, которые вновь сблизят указанные нормы. Поправка для медицинских работников В пункте 37.2 ст. 217 НК РФ до сих пор было сказано об освобождении от НДФЛ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществленных в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 12.1 данной статьи указанного закона названные выплаты производились в 2017 году. В письмах Минфина России от 23.04.2019 № 03-04-05/29183 и 03-04-05/29188 говорится, что с 01.01.2018 оснований для освобождения от НДФЛ единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам субъекта РФ, в ст. 217 НК РФ не содержится. То есть с указанной даты данные выплаты подлежали обложению НДФЛ в установленном порядке. Но теперь согласно п. 37.2 ст. 217 НК РФ от НДФЛ освобождаются доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 000 000 руб., финансовое обеспечение которых осуществляется по правилам, прилагаемым к соответствующей государственной программе РФ, утверждаемой Правительством РФ. Речь идет о Государственной программе РФ «Развитие здравоохранения», действующей с 01.01.2018. С этой даты компенсационные выплаты предоставляются медицинским работникам на основании данной программы, что и учитывает п. 37.2 ст. 217 НК РФ в новой редакции. Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 147-ФЗ установлено, что эта новая редакция распространяется на доходы, право на получение которых возникло (возникнет) у медицинских работников с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно. Прежняя редакция нормы применяется в отношении доходов, полученных на основании ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона № 326-ФЗ (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 147-ФЗ). Новые льготы по НДФЛ уже действуют Появились новые основания социального характера для освобождения выплат физическим лицам от обложения НДФЛ. Не будут облагаться этим налогом доходы физических лиц, полученные ими, начиная с налогового периода 2019 года (п. 5 ст. 2 Федерального закона № 147‑ФЗ): денежная компенсация взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством РФ, законодательством субъекта РФ (п. 41.2 ст. 217 НК РФ); доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с Законом РФ от 15.01.1993 № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», федеральными законами от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (п. 69 ст. 217 НК РФ в новой редакции); выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (п. 76 ст. 217 НК РФ); доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ в связи с рождением ребенка (п. 77 ст. 217 НК РФ); доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со ст. 262 ТК РФ лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами (п. 78 ст. 217 НК РФ); доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами РФ, актами Президента РФ, актами Правительства РФ, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов РФ (п. 79 ст. 217 НК РФ); ежегодные денежные выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установленные Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (п. 80 ст. 217 НК РФ). См. консультацию Е. А. Палько «Льготы для работника-донора». По большему числу лекарств будет возможен социальный вычет Может быть, самое примечательное изменение, внесенное в налоговое законодательство Федеральным законом № 147-ФЗ, – расширение сферы действия социального вычета по расходам на приобретение лекарственных препаратов. Об этом вычете говорится в пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. Согласно ему налогоплательщик имеет право на социальный вычет в сумме, уплаченной в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных ему лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. До сих пор этот вычет распространялся только на лекарственные средства, входящие в специальный перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Но теперь данное условие отменено. Причем отмена распространяется на доходы физических лиц, полученные ими начиная с налогового периода 2019 года. То есть если лекарственные средства приобретены в 2019 году, назначены налогоплательщику лечащим врачом и приобретены им за счет собственных средств, по ним можно получить социальный вычет за 2019 год, даже если они не входят в названный перечень. Но одним из основных вопросов является следующий: какими документами налогоплательщик сможет подтвердить свое право на вычет, помимо документа об оплате лекарственного средства? Напомним, что до сих пор налогоплательщик должен был прилагать к декларации 3-НДФЛ рецептурные бланки с назначениями лекарственных средств по форме 107-1/у с проставлением штампа «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», выписанных лечащим врачом налогоплательщику и (или) его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет в порядке, предусмотренном приложением 3 к Приказу Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 (см., например, письма ФНС России от 08.05.2019 № БС-4-11/8737, от 22.04.2019 № БС-3-11/3874@). К сведению: форма 107-1/у согласно Приказу Минздрава России от 14.01.2019 № 4н применяется с 07.04.2019, до 31.12.2019 может применяться ранее действовавшая форма, утв. Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н (Письмо Минздрава России от 04.04.2019 № 25‑4/И/2-2885). В названном приказе говорится, что он издан в целях обеспечения реализации Постановления Правительства РФ № 201. Но теперь, когда данное постановление не имеет значения при предоставлении социального вычета по лекарственным средствам, обязательно ли будет для налогоплательщика иметь указанный рецептурный бланк? Формально получается, что теперь нет такой необходимости, ведь есть и другие документы, в которых указаны назначенные лекарства (выписной эпикриз и т. п.). Однако неясность вносит тот факт, что рецептурный бланк и ранее не указывался в НК РФ в качестве обязательного условия для предоставления социального вычета, но на практике без него обойтись было нельзя. Поэтому налогоплательщикам есть смысл требовать от лечащего врача оформления рецептурных бланков в отношении любых лекарственных средств, которые врач назначает, пока налоговики и Минздрав не разъяснят новый порядок действия пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в отношении лекарственных средств.